Контейнерный терминал как бизнес. Склад на миллиард: как выходец из ТНК-BP зарабатывает на хранении вещей Бизнес контейнерные перевозки

Среди разнообразия популярных способов доставки грузов контейнерные перевозки автомобилями, поездами и кораблями занимает чуть ли не лидирующую позицию. Благодаря своей надежности, такая услуга пользуется немалой популярностью во всем мире.

Также отметим и то, что при наличии возможности осуществлять грузоперевозку по воде или ЖД можно значительно сэкономить деньги на такой услуге, и создать проект более выгодным. Это также позволяет перевозить продукцию очень быстро.

Особенности выбранного направления бизнеса

Для многих компаний такой вид транспортировки своей продукции интересен той особенностью, что в контейнерах есть возможность перевозить не только стандартные изделия, но и нестандартные. Груз можно быть разнообразных габаритов и массы, очень ценным или нет. В любом случае ваш товар доставят в нужное место без каких-либо проблем, при условии, что будет выбран хороший перевозчик.

Сам контейнер – это ящик полностью из металла, причем сделанный по стандартным размерам. В его распоряжении есть все необходимые компоненты для осуществления как загрузки, так и выгрузки товаров.

Из важных особенностей такой услуги можно отметить:

  • это востребованная услуга во всем мире, и заменить её чем-то будет практически нереально;
  • металлическая конструкция позволяет сохранить товар в середине контейнера при транспортировке;
  • необходимо минимальные усилия для осуществления загрузки контейнера перед отправкой;
  • нет необходимости создавать большое количество документов;
  • по сравнению с обычной транспортировкой продукции, контейнерная перевозка значительно выгоднее (если речь идёт о перевозке продукции между странами на большие расстояния).

Эффективность ниши

Важно изначально сделать бизнес план контейнерных перевозок, в котором должны быть отмечены все важные аспекты организации компании, начиная от необходимых документов и заканчивая выбором мест для размещения рекламы об услугах.

Сам интерес к такому виду бизнеса обусловлен тем, что начать его можно даже с двух подержанных грузовых автомобилей для контейнеров. Но если посмотреть на реалии, то лучше всего начинать с автопарка в размере 10-12 грузовиков. Это позволит избежать возможности получить убыток. Ну а больше всего интерес подогревает то, что средняя стоимость доставки контейнера, например, с России в Европу или, наоборот, составляет 3000-4000 евро. При этом транспорт будет ехать примерно 3 дня. Таким образом, за 1 месяц один грузовой автомобиль без постоянной загруженности может принести компании порядка 12000 евро.

Процесс организации

Для осуществления такого рода деятельности нужно будет обзавестись грузовиками с платформами для перевозки контейнеров.

Для того чтобы получить возможность на начальном этапе вложить небольшое количество денег в покупку грузовиков, рекомендуем рассматривать варианта лизинга. Для одобрения банком получения денежных средств в целях покупки грузовика необходимо будет обладать деньгами в сумме, равной не меньше 30% от стоимости транспортного средства. Кроме того, у вас на протяжении прошедшего года должна быть информация о доходах. Если эти и другие условия будут соблюдены, то в скором времени вы сможете получить деньги на покупку первой фуры, для осуществления услуги по перевозке контейнеров.

Кроме этого, ваш грузовик должен быть обязательно застрахованным, а также на него нужно установить GPS-маяк, который в online режиме будет показывать на вашем или сотрудника компьютере (установленной программе), где находится на данный момент грузовик.

Для успешной работы компании вам нужно будет, кроме аренды стоянки для транспорта и офисных помещений, нанять на работу юриста, бухгалтера, секретаря, водителей и диспетчера. Беря во внимание все возможные расходы и доходы, окупаемость вложений может быть осуществлена примерно за 2 года при небольшом потоке клиентов.

Контейнерный способ перевозки грузов является наиболее удобным, технологичным и экономически выгодным. Контейнеры обеспечивают сохранность груза и снижают количество необходимых погрузочно-разгрузочных работ, позволяют быстро и с максимальной производительностью обрабатывать огромное количество перевозимых товаров.Поэтому в общих объемах перевозок по всему миру, именно контейнерные перевозки имеют четкую тенденцию к росту.

Главной проблемой организации контейнерных перевозок является недостаточное количество контейнерных терминалов.

Поэтому создание контейнерного терминала как бизнеса является перспективным начинанием, которой способно приносить высокие доходы в течение многих лет. Безусловно, построение контейнерного терминала требует крупных инвестиций, жесткого планирования и профессиональных знаний. Тем не менее, низкая конкуренция в этой области, высокая стоимость обработки контейнеров позволяют рассчитывать на быструю окупаемость затрат и получение крупных доходов в дальнейшем.

Контейнерные перевозки лишь в том случае выгодны для отправителей грузов, если контейнеры могут обрабатываться по всей территории, которая является целью отправки.

Терминал должен быть способным обрабатывать все виды контейнеров, производить погрузочно-разгрузочные операции, иметь достаточно места для хранения контейнеров, а также уметь обрабатывать контейнеры, доставленные водным путем, железной дорогой и автомобильными большегрузами.

Контейнерный терминал производит широкий перечень услуг, включая помощь в погрузке и разгрузке, оптимизацию и упорядочение грузов внутри контейнера, взвешивание контейнеров, подзарядку аккумуляторных секций рефрижераторов, таможенное оформление. Для проведение всех работ контейнерный терминал должен быть оборудован достаточным количеством погрузочно-разгрузочной техники, использовать современные технологии обработки грузов.

Важным элементом контейнерного терминала является наличие достаточно большой складской площадки, от полутора десятков гектаров.

Различные операции обработки грузов имеют различную длительность по времени, поэтому возможно возникновение крупных заторов и замедление скорости обработки входящих и исходящих контейнеров. Для того, чтобы сгладить различия по интенсивности операций, необходимо место, где контейнеры могут ожидать своей очереди на дальнейшую обработку. Однако складская площадка — это не просто место, куда отправляются контейнеры на временное хранение, а сектор, который позволяет быстро управлять грузовыми потоками. Такая площадка сама по себе должна позволять производить ряд промежуточных операций, в частности, таможенную обработку грузов.

Важной функцией контейнерного терминала также является обработка и обслуживание пустых контейнеров, которые возвращаются от конечного потребителя.

Складская площадка должна также обеспечивать условия для хранения специальных грузов, содержащих опасные вещества, а также рефрижераторных секций, требующих энергообеспечения. По сути, контейнерный терминал представляет из себя крупный логистический центр, специализирующийся на обработке грузов в контейнерах и их хранении.

Поэтому к созданию контейнерного терминала необходимо подходить максимально серьезно, тем более, что для его создания требуются инвестиции от 50 до 150 миллионов рублей. Для привлечения таких инвестиций обычно используют не только кредиты банков, но и выпуск ценных бумаг с привлечением дополнительных инвесторов, заинтересованных в создании такого терминала.

Техническое обеспечение терминала

С точки зрения технического обеспечения работы контейнерного терминала, необходимо иметь не только портальные и козловые краны, различные виды транспортирующих и грузоподъемных механизмов, контейнерные погрузчики, но и солидный запас собственных контейнеров и ремонтные средства. Как правило, терминал строится на берегу моря или реки, поэтому в перечень необходимого оборудования необходимо включить наличие причала длиной не менее 300 метров. Кроме того, к терминалу должна подходить линия железной дороги, а также хорошая автотранспортная магистраль.

Безусловно, для работы контейнерного терминала необходимо иметь заказчиков, заинтересованных в обработке грузов, поэтому работа по привлечению таких заказчиков должна вестись задолго до начала работы терминала, чтобы отправители грузов могли вовремя запланировать это место обработки в своих логистических планах.

Расчеты показывают, что окупаемость инвестиций достигается, несмотря на их размеры, за несколько месяцев.

Создание контейнерного терминала требует больших вложений, несет в себе высокие риски, однако является чрезвычайно прибыльным бизнесом, при условии высокой степень организации и наличии продуманного бизнес-плана.

Мы готовы предоставить такой , со всеми нужными для построения надежного бизнеса в области контейнерных перевозок.

Как и при любом другом бизнесе, организацию грузовых следует начинать с постановкой на учет в соответствующих государственных инстанциях.

Легальный бизнес – он на то и легальный, что, как утверждается в одной из телевизионных реклам, при нем спиться спокойней.

Немаловажным при организации этой является разработка стратегии работы .

С чего начать бизнес контейнерных грузоперевозок

Разработка стратегии работы грузоперевозок:

На этом этапе решаются такие вопросы, как области грузоперевозок, т.е. какие именно грузы собираются перевозить – их широкий спектр или выберут какие-либо специализированные ниши, с какими клиентами будут работать – организации либо население, или со всеми.

Следует отметить, что крупные транспортные компании стараются охватить как можно более обширную клиентуру, а небольшому, только начинающему предприятию все-таки лучше ограничиться небольшой областью.

В последующем следует расширить охват территории на которую будут перевозиться грузы (тут понадобятся перевозки контейнерами) - это позволит значительно сократить издержки и расходы в работе.

Клиентская база заказчиков перевозящих грузы

От решения всех этих вопросов зависит, на что будет делаться упор при создании клиентских предложений, т.е. какими методами и предложениями Вы будете приглашать клиентов и создавать клиентскую базу.

В клиентское предложение входят такие элементу как расценки за услуги, дополнительные услуги.

При создании такого предложения важно подчеркнуть особенности именно вашего предприятия, то, чем оно отличается, разумеется, в лучшую сторону, от конкурентов.

Последующим шагом будет поиск клиентов. Для этого можно обратиться в уже существующие диспетчерские службы, которые есть во всех крупных городах.

Они с удовольствием предоставят Вам информацию по заказам, естественно за оплату с Вашей стороны.

Если же Ваши возможности – большой парк автотранспорта и наличие дополнительных денежных средств – позволяют, то можно создать свою диспетчерскую службу.

Договора при грузоперевозках

Доверие к фирме складывается как от качества услуг по перевозкам, так и от подготовительных работ.

Немаловажным среди последних является составление грамотного договора.

Если клиент будет уверен, что его груз находится под юридической защитой, то его доверие к фирме обернется для нее новыми заказами.

Кроме того, данная процедура защитит и саму компанию от различных недоразумений и неприятностей, имеющих место в любом бизнесе.

Работа с персоналом – важное звено в развитии компании

Услуги – довольно специфический вид бизнеса.

Поскольку услуги практически всегда связаны с общением Ваших работников с клиентами, правильный подбор персонала играет большую роль для его развития.

При начале бизнеса можно заниматься погрузочно-разгрузочными работами самостоятельно .

При найме же работников следует подумать об их зарплате. При больших стабильных заказах оплату персоналу можно назначить постоянную.

Если же с заказами негусто, что характерно для начала бизнеса, можно договориться о разовых выплатах, с каждого заказа.

Как рекламировать грузоперевозки

Помимо обращения в диспетчерские службы следует подумать и о собственной рекламе, поскольку многие клиенты обращаются именно по ней.

Здесь можно ограничиться как простой расклейкой объявлений и подачей объявлений в местные СМИ. Но следует пользоваться и прогрессивными технологиями.

Интернет позволяет давать объявления, причем зачастую абсолютно бесплатно, на местные тематические форумы, соцсети.

Важным для развития фирмы на сегодняшний день является и создание собственного сайта. Не следует пренебрегать и другими возможностями.

На первом же месте в повышении узнаваемости фирмы и ее популярности у клиентов стоят сами клиенты.

«Сарафанное радио» и по сей день является наиболее эффективным и малозатратным способом увеличить доходность предприятия.

Довольные клиенты не только сами придут к Вам с повторными заказами, но и порекомендуют Вас своим знакомым, соседям и друзьям, расширяя тем самым круг Ваших потенциальных клиентов уже без Вашего участия.

Сколько можно заработать на контейнерных грузоперевозках

Доходная часть деятельности индивидуальна и зависит от востребованности услуги, качества и безопасности доставки. Средние показатели прибыльности составляют 150-200 тыс. руб. в месяц. Окупаемость проекта наступает в 1,5-2 года работы.

Сколько нужно денег для старта

Главная статья расходов деятельности – это приобретение автомобилей и контейнеров. Деятельность можно организовать, имея 300 тыс. руб. (без покупки грузового транспорта). Для начала можно купить «ГАЗели», но предприниматели советуют избегать отечественных авто, так как при их использовании возникает всякие непредвиденные ситуации и возрастают затраты на обслуживание транспорта.

Организовать собственный автопарк можно за 1 млн. руб.

Как выбрать оборудование для контейнерных грузоперевозок

Для реализации проекта необходимо иметь хотя бы 2 грузовика с платформами для установки контейнеров. Купить автомобили можно в лизинг. Предпочтение стоит отдавать иномаркам, хотя и стоят они в несколько раз дороже отечественного транспорта.

Какой ОКВЭД необходимо указать при оформлении пакета документов

При оформлении деятельности по перевозкам грузов автомобильным транспортом указывают код ОКВЭД 49.41.

Какие документы нужны для бизнеса

Для узаконивания деятельности необходимо зарегистрировать ИП или ООО. Стоить заметить, что крупные компании (а на них и рассчитана услуга) более доверительно относятся к юридическому лицу. Именно его советуют оформлять эксперты.

Какую систему налогообложения выбрать для организации контейнерной доставки грузов

Система налогообложения выбирается индивидуально. Для автопарка до 10 транспортных средств можно применять ЕНВД. При организации более крупного предприятия – УСН 6% или 15%.

Нужно ли разрешение для реализации бизнес проекта

Контейнерные грузоперевозки не подлежат лицензированию. Каждый предприниматель должен иметь договор с заказчиком, в котором прописываются условия сотрудничества.

Технология предоставления услуг

Многие компании доставляют грузы с помощью контейнеров. Ведь именно металлический ящик способен вмещать ценные и негабаритные грузы, заботясь об их сохранности во время транспортировки. Данная ниша грузоперевозок пользуется огромной популярностью у начинающих предпринимателей, ведь реализовать проект можно имея 2 поддержанных авто. Для начала рекомендуется провести маркетинговое исследование и составить бизнес план. Далее следует зарегистрировать предприятие и подобрать работников.

Безопасность грузоперевозки, сохранность товара, соблюдение сроков доставки помогут быстро привлечь клиентов, большая часть которых станет постоянными заказчиками.

В первом номере журнала «Контейнерный бизнес» за 2016 год опубликована статья «Ускоряя Транссиб», посвященная преимуществам и развитию Транссибирской магистрали. Большое внимание в ней уделено порталу «Морской порт», в разработке которого «СТМ» принимает участие, и сервису Fill-Bill - системам, позволяющим наладить информационное взаимодействие всех участников перевозочного процесса и, как следствие, оптимизировать движение грузопотоков.

Ниже приводим выдержки из материала:

<...> Результатом стало появление системы, позволяющей обмениваться информацией о сопроводительных документах по железной дороге на новом уровне – в виде портала. Система получила название Fill-Bill. Параллельно с этим проектом развивались и другие направления, нацеленные на создание действительно безбумажной технологии, ведь, несмотря на быстрый переход к электронному документообороту, движение физических бумажных документов и по сию пору остаётся весьма значительным – практически нет перевозок, где бы бумага отсутствовала полностью. В итоге появился сервис, который позволяет сотруднику работать фактически в бланке, т.е. в точной электронной копии бумажного документа, подгружать из собственных систем сведения, чтобы заполнить документы, и, естественно, выгружать готовые документы. Прямо с рабочего места специалиста все документы нажатием одной кнопки отправляются в ФТС России, откуда приходит соответствующий штрих-код.

Со временем количество документов, которые поддерживает система, увеличилось. Недавно в неё были добавлены и документы морского транспорта. Дальневосточное таможенное управление выступило с инициативой организовать получение предварительной информации ещё до прихода в порт судна с большим количеством контейнеров, чтобы таким образом подготовиться к принятию решения о выгрузке. Инициатива была связана с тем, что функции всех видов контроля грузов стали выполняться таможней и, следовательно, нагрузка на неё возросла в значительной степени. В результате, при участии компании «СТМ», появилась система, связанная с морем, которая позволила заинтересованным лицам – линии, грузовладельцы, экспедиторы – в структурированном виде предоставлять информацию о грузе и о товаре. На портале собиралась различная информация из нескольких источников, которая позволяла видеть таможенникам, что это за груз и принимать решения о том, можно ли выгружать контейнер. Так появилась межведомственная площадка, где взаимодействие участников перевозки позволяло значительно интенсифицировать обработку грузов на пунктах пропуска. Этот опыт был одобрен Федеральной таможенной службой, которая в 2013 -2014 году провела научно-исследовательские работы по теме «Морской порт». В ходе выполнения работ был создан прототип портала «Морской порт», на котором были отработаны принципы межведомственного взаимодействия. В пяти морских портах России прошли тестовые испытания, этой системы, которая позволяла участникам ВЭД предоставлять в государственные контрольные органы пакеты документов в электронном виде и, используя информационное взаимодействие таможенных и иных контрольных органов, быстрее осуществлять процедуры документального оформления судов и перевозимых на них товаров. Нужно отдать должное руководителям ФТС России, которые не побоялись рискнуть, и благодаря которым в стране стала разрабатываться информационная система «Морской порт», действительно соответствующая требованиям XXI века.

<…>

Основная идея системы Fill-Bill заключается в том, что различные участники перевозочного процесса могут работать с единым набором документов вне зависимости от географического положения участников сделки и перевозки. Вторая идея – отсутствие необходимости повторного введения данных, поскольку система позволяет использовать одну и ту же информацию о грузах и товарах для подготовки самых разных документов. Третья идея – совместимость. Если у участников ВЭД есть свои информационные системы, они могут устанавливать двухстороннюю связь с системой Fill-Bill и через нее передавать электронные документы установленных форматов как в систему железной дороги, так и в информационную систему ФТС России. Все вместе это приводит к значительному – в разы – ускорению работы с документами.<...>

Полный номер журнала «Контейнерный бизнес» вы можете скачать .

Выходец из ТНК-BP Павел Матвеев за четыре года с нуля построил в Москве крупнейшую сеть складов индивидуального хранения сдаваемой площадью около 24 тыс. кв. м

Основатель ООО «Складовка» Павел Матвеев (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Вместе с другими участниками российского рынка self-storage (индивидуального хранения) Матвеев намерен приучить россиян хранить вещи не на балконе или в гараже, а на специальных складах, находящихся в шаговой доступности от дома. Первые склады индивидуального хранения появились в США в 1960-х. В настоящее время их общая площадь в Штатах превышает 200 млн кв. м, объем рынка оценивается в $23 млрд. В Европе эта услуга распространена меньше и наиболее развита в Дании, Нидерландах и Великобритании, а общий объем рынка ЕС оценивается в €3 млрд. В России первый self-storage - Key Space - был открыт в 2008 году выходцами из UFG, но просуществовал не более года: арендатор расторг договор аренды, и бизнес прекратил свое существование.

Типичный склад индивидуального хранения - это теплый склад, разделенный на боксы разной площади (от 0,5 до 30 кв. м), сдающиеся в аренду физическим лицам (70% в среднем по рынку) и малому бизнесу (остальные 30%). Арендатор может хранить на складе все, что не запрещено законом и конкретным арендодателем. Срок аренды - от двух недель до 11 месяцев (чтобы не регистрировать договор в Росреестре). Стоимость - около 1000 руб. за 1 кв. м в месяц при аренде среднего (4-6 кв. м) бокса на максимальный срок.

Склад на душу

Обеспеченность складами индивидуального хранения, 1 кв. м на человека

Европа (в среднем) - 0,01

Великобритания - 0,05

Нидерланды - 0,07

Австралия - 0,13

США - 0,68

Источник: Deloitte по заказу Self Storage Association UK.

«Все говорили категорическое «нет!» моему проекту»

Идея начать бизнес по построению сети складов индивидуального хранения Павлу Матвееву пришла после третьего бокала красного вина накануне нового, 2009 года. Из-за докатившегося до России финансового кризиса будущий предприниматель оказался не у дел: медицинский проект в ГК «Ренова», которым он руководил по приглашению владельца холдинга Виктора Вексельберга, был заморожен до лучших времен. «Ради него я ушел из инвестиционной дирекции «Интерроса», и вот - оказался безработным, - вспоминает Матвеев в интервью РБК. - Именно в тот момент я решил, что больше не хочу быть наемным сотрудником. Возникла идея создания складов для хранения вещей».

Идею бизнеса Павел «подсмотрел» в ранней молодости, когда учился в США. «Я должен был стать медиком, как и все в моей семье, но в тяжелые 1990-е папа решил, что в медицину лучше не идти: Сынок, там, где газ и нефть - там всегда будут деньги», - вспоминает предприниматель отцовский наказ. Так Матвеев оказался студентом Академии управления им. Орджоникидзе, но ненадолго. В 1994 году он поступил в американский Drake University. Отучившись три года и получив степень бакалавра в области менеджмента, Матвеев вернулся в Россию. Поработал ассистентом аудитора в KPMG, Buz и Accenture, потом - в ТНК-BP, где к 2007 году дорос до руководителя аппарата Виктора Вексельберга - исполнительного директора по развитию газового бизнеса ТНК-BP. «В этот момент я понял, что достиг потолка - максимума в административной карьере, и решил уйти в дирекцию инвестиционного бизнеса «Интерроса», - рассказывает Матвеев. Но, не проработав там и двух лет, вернулся под начало Вексельберга.

За новогодние праздники 2009 года Матвеев набросал финансовую модель будущего бизнеса, придумал название «Складовка» и даже с помощью фрилансеров нарисовал логотип - «замочек с домиком», а 13 января 2009 года подал документы на регистрацию ООО «Складовка», где был единственным учредителем. «Я напечатал красивую презентацию и визитки. Поскольку у меня не было друзей-предпринимателей, я сел и стал обзванивать своих бывших коллег. Все говорили категорическое «нет!» моему проекту, - рассказывает Матвеев. - Теперь я четко понимаю, что со сменой деятельности, как только ты уходишь из менеджмента и начинаешь заниматься бизнесом, свою записную книжку можно выкинуть». Впрочем, двум бывшим коллегам - Николаю Капитоненко из ТНК-ВР и Петру Приходько из «Интерроса» - идея со складами приглянулась.


«Обеспеченность россиян жильем еще с советс​ких времен низкая, а уровень благосостояния (в том числе количество вещей) за последние 20 лет сильно вырос, поэтому потребность в услугах по их хранению высока и продолжает расти, - объясняет РБК свой интерес к проекту Петр Приходько. - В отличие от большинства бизнесов «купи-продай» этот рассчитан на десятилетия, чем и привлек меня». На троих партнеры вложили $0,5 млн личных сбережений в открытие первого склада на Рябиновой. За «десятки тысяч долларов» они купили начинку склада закрывшегося Key Space и, наученные горьким опытом предшественников, решили, что склад на Рябиновой, открытый на арендованных площадях, будет исключением: все остальные компания будет строить самостоятельно, с нуля.

По словам Матвеева, дело было не только в риске, что собственник в любой момент может выкинуть арендатора на улицу, но и в том, что в Европе и США бизнес self-storage воспринимается инвесторами на 80% как бизнес на недвижимости и только на 20% как предоставление услуг. За основу был взят пример успешной британской компании Big Yellow. Она управляет 54 складами, преимущественно в Лондоне, общей площадью 320 тыс. кв. м (из них 180 тыс. кв. м в собственности) и при выручке в $118 млн по итогам 2013 финансового года оценена инвесторами в $1,2 млрд.

Другой взгляд на self-storage

Одним из пионеров российского рынка self-storage является бывший владелец Одинцовской кондитерской фабрики Андрей Коркунов. В 2009 году вместе с партнером Владимиром Зингером он создал компанию «Мобиус» (мобильный индивидуальный универсальный склад), которая стала предоставлять услуги индивидуального хранения в Москве. Хранение предлагается в контейнерах, которые стоят на открытых площадках в разных районах Москвы, и по желанию клиента могут быть доставлены к его дому. На текущий момент у «Мобиуса» 25 тыс. кв. м арендуемых площадей.

Впрочем, не все участники рынка верят в перспективность «контейнерного» подхода: климатические особенности России не позволяют хранить вещи в неотапливаемых контейнерах под открытым небом. Но у подобной технологии есть и свои преимущества, утверждает генеральный директор компании Екатерина Федоровская: «Например, к нашему модулю можно легко подъехать на авто или заказать вывоз модуля к дому или на дачу. Мы можем легко расширять площади складских комплексов, менять их локацию на более выгодную. Все это дает нам возможность предлагать клиенту более привлекательную стоимость аренды - от 25 руб. в день за 1 кв. м».

Почти все, кто начинал бизнес self-storage, делали это на арендных площадях: так ты б​ерешь на себя меньше рисков на старте - изучаешь рынок, снимаешь сомнения. «В собственных помещениях рентабельность бизнеса существенно выше, чем в арендованных. Мы предпочитаем покупать готовые помещения, а не строить с нуля, - рассказывает РБК основатель компании «Рентабокс» Артем Семенов. - Новое здание, конечно, лучше, чем старое - нет проблем с ремонтом и эксплуатацией, поскольку ты изначально строил его под свой бизнес, но строительство с нуля предполагает, что ты вкладываешь деньги сначала в землю, а потом в строительство, и минимум три года не получаешь дохода. А при покупке готового здания ты начинаешь получать доход уже через полгода. Поэтому мы считаем, что покупка - это самый правильный подход».


Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

«Треть - земл​​я, треть - строительство, треть - начинка»

Сомнения Семенова подтверждаются опытом «Складовки». «В 2010 году мы нашли инвестора - частный фонд «Стратегия», который согласился вложить в проект несколько десятков миллионов долларов», - рассказывает Матвеев. Первый построенный склад компания открыла в 2011 году: много времени ушло на поиск места, оформление всей разрешительной документации. Набирались опыта на собственных ошибках: в 2010 году нарвались на мошенников, которые пообещали решить вопрос по получению земли в аренду и пропали вместе с задатком. «До прихода команды Собянина было непонятно, где искать землю, как ее переоформлять с одного вида использования на другой, - сетует Матвеев. - Сейчас все гораздо прозрачнее: мы участвуем в аукционах на право аренды. В 2014 году выиграли два».

«Проект «Складовка» привлек наше внимание тем, что компании self-storage торгуются с очень высоким мультипликатором к EBITDA (в среднем на уровне 22), - рассказывает директор по инвестициям фонда «Стратегия» Дмитрий Логвиненко. - Этот феномен обусловлен тем, что денежный поток, который зарабатывают компании в этой отрасли, является стабильным и кризисоустойчивым». По словам Логвиненко, инвестиции фонда в проект на данный момент превысили 1 млрд руб. В 2015 году фонд профинансирует строительство еще трех складов, а с 2016 года «Складовка» должна развиваться за счет собственных средств и коммерческих кредитов. «Мы уверены, что после выхода на уровень 15-20 объектов «Складовка» станет привлекательной для стратегических инвесторов или сможет выйти на IPO, - отмечает Логвиненко. - Не исключено, что данная компания останется в нашем портфеле как cash cow с приемлемым уровнем доходности на инвестированный капитал».

«Складовка» в цифрах

7 складов в сети «Складовка» на данный момент (все в Москве)

20 складов должно быть к концу 2017 года (все в Москве)

4500 кв. м - средняя сдаваемая площадь склада

1000 руб. за 1 кв. м - средняя стоимость аренды

3500 кв. м - оптимальный участок земли под «Складовку»

Статьи по теме