Сценарий краеведческого мероприятия в летнем лагере. Сценарий представления отрядов «Здравствуйте, это мы! о проведении общелагерного мероприятия «Здравствуйте, это мы!»

ОТРЯДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ– это мероприятия, проводимы только с отрядом. Поводятся они в свободное время или тогда, когда на улице плохая погода. Данный вид мероприятий помогают сплотить ваш отряд и узнать его со всевозможных сторон.

ОТРЯДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ могут быть самые разные. Можно устроить с ребятами конкурс рисунков: на бумаге; на камнях, которые вы соберете вместе с детьми на пляже; на асфальте (при ясной погоде); на лицах, теле – бодиарт. Помните, что у любого рисунка должна быть тема. Если в вашем лагере есть музыкант вы можете пригласить его и попеть вместе с ребятками песни. Так же можно пригласить с другого отряда вожатого, который может сыграть на гитаре. Дети любого возраста любят придумывать, поэтому конкурс сказок для них будет очень интересен. Разделите отряд на команды и дайте им задание придумать, показать их творчество. Во многих лагерях есть должность психолога. Он тоже может провести в вашем отряде тренинг, на котором вы сможете увидеть свой отряд с другой стороны. Некоторые из них представлены ниже.

Театр-экспромт

В эту игру можно играть с любым количеством детей. Необходимо заранее на маленьких карточках написать роли (ветер, деревья, цыган, конь, воробей, пес, даже клнюшня и т.д.). Причем, например, деревьев может быть несколько. Вожатый раздает ребятам роли и объявляет начало представление. Необходимо объяснить ребятам, что когда называют их роль, они должны повторять все, что говорит автор, причем стараться это делать артистично и интересно. Текст каждый вожатый может придумать сам, используя любых героев своего представления. Например:

Конкурс актерского мастерства (КАМ)

Задания для конкурса:

  • Прочитать любой текст с разным выражением: с максимальной громкостью; как будто вы замерзли; как будто у вас во рту горячая каша и.т.д.
  • Не сходя со стула, посидеть так, как сидят: пчела на цветке; кассир на рабочем месте; наказанный Буратино;
  • Изобразить, как ходят: младенец; лев по клетке; артист балета; индейский вождь и т. д.;
  • Улыбнуться, как улыбается: вежливый японец; кот на солнышке; волк зайцу и т. д.;
  • Придумать и изобразить рекламу лагерного инвентаря;
  • Пантомима, - изобразить без слов предметы: боксерская груша, локатор, энциклопедия, осьминог, электростанция, кенгуру, часы с боем;
  • Каждый участник читает наизусть и попутно изображает читаемый отрывок;
  • Изобразить русские народные пословицы: «Цыплят по осени считают», «Хлеб - всему голова», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»;

Конкурс можно провести не только для актеров-одиночек, но и для команд. Разумеется, задания для командного конкурса будут совсем иными:

  • дается задание обыграть старую сказку на новый лад, сохранив основную сюжетную линию, сценарий не пишется, вся подготовка осуществляется за 15 минут, после чего участники должны представить «живой экспромт»;
  • после первого представления, команды на предложенную тематику разрабатывают сценарий и представляют его в виде немого кино;
  • Конкурс для капитанов. Задание - изобразить какую-либо сцену, например: Лес. Тишина. По верхушкам деревьев прошел легкий ветерок. Казалось, больше ничто не сможет нарушить эту тишину. Вдруг послышался хруст ломающихся веток. Что-то огромное промелькнуло мимо кустов. Это был лось. Он вышел на поляну, оглянулся, и видимо, чего-то испугавшись, кинулся обратно в чащу. И опять все стало спокойно. Внезапно раздался дикий рев и хруст ломающегося бурелома под чьими-то тяжелыми шагами. Рев не прекращался ни на минуту, и вскоре на поляну выбежал медведь. Этот звук принадлежал именно ему. Проснувшись утром и выйдя из берлоги, он наступил на ежа. Неприятное ощущение чего-то колючего не давало косолапому успокоиться, он ходил по поляне с дикими воплями. Вскоре боль утихла, и он направился обратно в чащу, а на поляне еще долго были слышны его тяжелые шаги. Наконец, стало тихо.

Рассказ по первой и последней строчке

Раньше писатели сочиняли свои рассказы и романы, пользуясь гусиным пером. Потом на смену перу пришли авторучка и печатная машинка. Сегодня главным орудием труда литератора стал компьютер. Но у компьютера есть один существенный недостаток: если с ним неграмотно обращаться, он может стереть из памяти весь текст. Так и случилось с одним начинающим писателем. Он набрал на дискету пять рассказов, а потом выяснилось, что от каждого рассказа в памяти компьютера осталась лишь первая и последняя строчка. Помогите писателю восстановить текст. Придумайте то, что было между первой и последней строчкой. А выглядят эти строчки так…

  1. Снег скрипел под ногами… Масло шипело на сковородке;
  2. Дятел высунул голову из дупла… В бухту входил эстонец;
  3. Дождь смыл все следы… На кровати лежал отбойный молоток;
  4. Костер давно потух… Балкон выкрасили в зеленый цвет;
  5. Айсберг возвышался над морем… Мухи попрятались в щели;

Разделите отряд на 5 команд и раздайте каждой по строчкам. Эта игра развлечет и детей и Вас. Выберите лучший рассказ из всех. Можно повесить все творчество ребят в отрядный уголок.

Музей ненужных вещей

Цель: создать условия для творческой самореализации ребят, организовать межотрядное взаимодействие.

Материалы: вещи, не нужные ни вожатым, ни детям – пустые бутылки, исписанные ручки, пустые коробки, все, что найдется в тумбочках, непригодное для использования по прямому назначению.

Вожатый дает задание ребятам сделать из этих вещей какую – либо фигуру или статую, возможно по тематике, которую Вы придумаете или дети. По результатам Вы можете организовать показ самых смешных, непригодных ни к чему вещей и дать задание придумать применение этим вещам.

Гиннес – шоу

Самое главное в этом конкурсе – придумать много необычных и совершенно несерьезных состязаний на определение самого-самого. Необходимо подготовить весь необходимый инвентарь, объяснить, как ведущему, что такое Книга рекордов Гиннеса, представить секретариат, который будет веси регистрацию рекордов, сообщить о славе, которая ждет победителей. Заранее ребята к конкурсам могут готовится. На любой конкурс можно вызывать всех желающих, главное – следить, чтобы все ребята вашего отряда поучаствовали хотя бы в одном. Конкурсы могут быть следующие:

  1. Кто дольше просидит на табуретке, приподняв над полом и не держась ни за что руками.
  2. Кто быстрее съест кусок черного хлеба и после этого свиснет.
  3. Кто быстрее на одном большом длинном волосе завяжет пять узелков.
  4. Кто быстрее засунет в пустую бутылку газету, не разрывая ее.
  5. Кто сможет за одну минуту раскатать самую длинную «колбаску» из куска пластилина.
  6. Кто быстрее выпьет через пластиковую трубочку стакан воды.
  7. Кто сможет за одну минуту разорвать листок А4, не складывая его, на большее количество кусочков.
  8. Кто дольше без добора воздуха сможет прокричать звук «И»
  9. Кто дальше сможет кинуть ватную палочку и т. п.

В качестве награды можно присвоить каждому титул, приготовить комплекты «визиток» для каждого номинанта.

Добрые ладошки

Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания.

Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.

Письмо следующей смене

Письмо составляется всем отрядом. Форма письма и способы его составления могут быть совершенно различными. Писать можно на: Обычном листе А4. Можно придать ему вид древнего свитка: намочить, высушить на солнце и загнуть углы. На листе ватмана. Можно придать форму листка, конфеты, конверта, рожицы и т.д.

Коллаж, аппликации, фотографии, подручные материалы, сухоцветы, морские камешки – это далеко не все приемы и способы составления письма. Письмо можно положить в коробку, бутылку и пр., спрятать на территории лагеря и составить план территории с обозначением места «клада». А карту лучше всего подарить (торжественно вручить) вожатому, остающемуся на следующую смену.

Игра «Вне зоны доступа»

Игра состояла из 3-х этапов:

1 этап: Презентация «Счастье», где участники команд рассказывали зрителям, что такое счастье в их понимании. Жюри оценивало выступление команд по пятибалльной системе.

2 этап: Конкурс «Скорость реакции». Командам задавались вопросы по тематике и зачитывались варианты ответов, один из которых правильный. Команды должны были как можно быстрее выбрать правильный ответ предупредительным сигналом (свистком). За правильный ответ присуждался 1 балл. Всего было 20 вопросов.

3 этап: Конкурс актёрского мастерства по брошюре «Сказочка о кривом зеркале». Участникам заранее были выданы четверостишия, которые они должны были обыграть и дополнить по желанию. Жюри оценивало выступление команд по пятибалльной шкале.

Критерии оценки:

  • соответствие теме мероприятия;
  • оригинальность, творческое начало;
  • эмоциональность и художественность оформления;
  • уровень информированности по данной проблеме.

Сначала дети в игровой форме знакомятся с коллективом лагеря. После этого они принимают участие в конкурсах, чтобы доказать, что их команда – лучшая.

Цель:

Знакомство с лагерем, развитие творческой активности детей.

Оформление:

Сцена оформлена и тематическими плакатами.

Необходимые атрибуты:

  • Флаг;
  • Список предметов, которые нужно найти;
  • Листы со скороговорками;
  • Карточки с изображением животных;
  • Горошины;
  • Призы для победителей.

Роли:

  • Ведущий
  • Ведущая

Подготовка:

Выступление вожатых, небольшой номер от каждого отряда.

Ход мероприятия

Ведущий: К началу торжественного открытия очередного лагерного сезона все отряды прошу занять свои места.

Отряды под маршевую музыку проходят на места.

Ведущая:

Ребята, здравствуйте, вам лагерь говорит,
Открыв сегодня вам все настежь двери.
Для вас вечерние он зажигает фонари
И в ваши светлые мечты он верит!

Ведущий: А сейчас проверим, все ли на месте!

Проводится перекличка. Отряды произносят названия и девизы.

Ведущий: Внимание всем отрядам! К поднятию флага приготовиться! Равняйсь! Смирно!

Под звуки гимна поднимается флаг России или флаг лагерной смены.

Ведущая: Вольно! Праздник, посвященный открытию смены, объявляется открытым!

Ведущий:

В лагере совсем не скучно,
Там занятий миллион!
Догонялки, прятки, жмурки:
Кто попался – выйди вон!

Хоть порою вы капризны –
Дети все же, как-никак! –
Взрослые, терпите, чтобы
Они могли вас уважать!

Ведущая: А теперь познакомимся с теми, кто будет сопровождать вас всю лагерную смену.

Ведущие по очереди загадывают загадки, а дети хором отвечают. Те, кого называют, выходят на сцену, приветствуют ребят.

Веселые загадки

***

С кем резвится детвора?
Это наши … (вожатые, а не повара)

***

Кто овощам и фруктам друг?
В белом колпаке … (повар, а не физрук)

***

В силе и скорости талант
Зовется взрослый … (физрук, а не музыкант)

***

По музыке и танцам наш наставник
Справедливо зовется … (музыкальный руководитель, а не начальник)

***

На швабру повесив тряпки мохнатые,
На работу выходят … (технички, а не вожатые)

***

Самая главная в лагере птичка –
Это многоуважаемая … (начальник, а не техничка)

Выступление начальника лагеря.

Ведущий:

Сказку он для нас откроет,
Станет светлым все вокруг,
Он – положительный герой,
Он – наш защитник и лучший друг!

Ведущая:

Эта замечательная личность,
Иногда ничем не примечательная,
Но чаще всего скрывающая в себе множество талантов –
Встречайте своих вожатых!

Танцевальный или песенный номер от вожатых и воспитателей.

Ведущий: Что ж, своих наставников вы уже знаете. Настал черед познакомиться с вами. Как же вас зовут?

Дети выкрикивают свои имена.

Ведущая: Интересно, а кого здесь больше – девочек с именем Маша или мальчиков по имени Вася?

Ведущий: Это мы сейчас узнаем.

Проводится игра «Кого больше». Ведущие по очереди называют имена и какое-либо движение. Например, «Маши, присядьте». Дети, которых назвали, выполняют то движение, которое попросили ведущие. В конце подводят итоги: детей с каким именем оказалось больше.

Ведущая: С каждым в отдельности мы познакомились. Теперь будем знакомиться с отрядами.

Отряды по очереди выходят на сцену, произносят название и девиз, показывают небольшое выступление: песня, сценка, танец.

Ведущий: Видно, что отряды у нас очень дружные образовались – так хорошо они выполнили домашнее задание.

Ведущая: А теперь предлагаю выполнить еще одно задание – найти необходимые для следующих конкурсов предметы.

Проводится игра «Найди предмет». Каждый отряд получает список предметов, которые необходимо найти. Все вещи лежат в пределах видимости: листок со скороговоркой, изображение животного, 15 горошин, травинки, листья и камешки.

Ведущий: Чтобы победить в следующих конкурсах, нужно сплотиться, стать единым целым.

Проводятся конкурсы

«Скороговорщик»

Отряды по очереди произносят найденную скороговорку – кто выполнит задание более дружно, тот и побеждает.

«Пой песню»

«Кто сумеет сосчитать?»

На стуле в центре зала выкладывается некоторое число горошин и накрывается тканью. От каждой команды выходит по одному игроку, они присаживаются по очереди на стул и называют предполагаемое количество горошин на стуле. Тот, кто ответил правильно, приносит победное очко команде. Если никто не назвал верного ответа, то выходят другие игроки от команд, затем – третьи. И так до тех пор, пока не будет названо нужное число.

«Имя отряда»

С помощью собранного природного материала выложить на земле название отряда.

Ведущая: Наши ребята дружные и смекалистые. Думаю, они достойны отдыха в нашем лагере.

Сценарий краеведческого моделирования в муниципальном профильном туристско-краеведческом лагере «Истоки» «Официальные и неофициальные символы России»

педагог-организатор МКОУ ДОД Аннинского ДДТ Е.В. Власова.
Цель: познакомить детей с официальными и неофициальными символами России.
Задачи: - расширять представления детей о государственной символике и символике Воронежской области;
- развивать познавательный интерес и уважение к символам России;
- воспитывать эмоционально-патриотическое отношение к символике России, чувства любви к Отечеству и малой Родине.
Аннотация: данное мероприятие реализуется в муниципальном профильном туристско-краеведческом лагере «Истоки» для детей 14-16 лет. На планёрке проводится жеребьёвка тем моделирования, даётся необходимая информация каждому отряду в электронном виде, выдаётся положение (Приложение 1) и алгоритм выполнения моделирования (Приложение 2). Тема краеведческого моделирования выбирается в зависимости от темы года, объявленного в России.
Оборудование: глобус, компьютер, мультимедийная установка, микрофоны, алгоритм выполнения моделирования, матрёшки.
Ход мероприятия:
ВЕД. Сегодня мы с вами поговорим о нашей стране, в которой мы родились и живём. Посмотрите на глобус.
На нём ты не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
ВЕД. Наша страна большая, самая большая страна в мире.
ВЕД. В ней много морей, рек, гор, лесов, много городов, сёл, деревень.
ВЕД. Я хочу с вами поиграть в игру и узнать, что вы знаете о нашей Родине.
ВЕД. Мы начнём, а вы по очереди будете продолжать.
ВЕД. Наша страна называется… (Россия)
ВЕД. Наша страна большая. В ней много …(Озёр, рек, гор)
ВЕД. Люди, которые живут в нашей стране, называются…(Россияне)
ВЕД. Управляет нашей страной… (Президент)
ВЕД. Президента зовут… (Владимир Владимирович Путин)
ВЕД. Столица России называется… (Москва)
ВЕД. Как называется область, в которой мы живём? (Воронежская)
ВЕД. Назовите район, в котором ты живёшь…(Аннинский)
ВЕД. Каждое государство имеет свои символы. У России, У Воронежской области тоже есть государственные символы и о них нам расскажет _____________ отряд.
ВЕД. На полях, на пригорке,
Над окном среди полей,
Белокурые березки – символ Родины моей.
Ты так мила мне до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина,
Березовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна! (М. Лермонтов)
ВЕД. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать.
ВЕД. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. ВЕД. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?
ВЕД. Конечно, – это почва. Воронежская область богата особенной почвой - чернозёмом.
ВЕД. О неофициальном символе России и Воронежской области нам расскажет ______ отряд.
ВЕД. Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.
ВЕД. На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
ВЕД. Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет. (Ю. Жулькина)
ВЕД. Матрёшки – игрушки, в которые не играют. Они украшают дом. Но мы с вами сейчас поиграем, проведём конкурс на быстрое собирание матрёшки.
ВЕД. Приглашаем по одному человеку из 1 и 2 отряда. Ваша задача собрать матрёшку. Кто быстро справится с заданием, тот и выиграл.
ВЕД. Приглашаем по одному человеку из 3 и 4 отряда. Ваша задача собрать матрёшку. Кто быстро справится с заданием, тот и выиграл.
ВЕД. Ещё об одном неофициальном символе России и Воронежской области – матрёшке нам расскажет ______________ отряд.
ВЕД. Мир художественной литературы, ее образный строй и богатый язык рождаются благодаря творчеству писателей и поэтов.
ВЕД. Произведениями русских и воронежских писателей и поэтов зачитывается весь мир.
ВЕД. С ними нас познакомит____________ отряд.
ВЕД. Наша символика дорога каждому русскому человеку.
ВЕД. Наша страна гордится своей историей, наша страна гордится своими официальными и неофициальными символами.
ВЕД. И каждый россиянин гордится своей великой страной. А в ваших силах преувеличить ее достояние и мощь, ее красоту и силу.
ВЕД. Будьте настоящими россиянами!

Приложение 1.

«Утверждаю»
Начальник штаба профильного лагеря «Истоки»
_________________.

Программа краеведческого моделирования «Официальные и неофициальные символы России" в профильном туристско - краеведческом лагере «Истоки».
ЦЕЛЬ:
Расширение и углубление знаний и представлений о малой и большой Родине в процессе практической краеведческой деятельности.
Порядок участия в программе:
В краеведческом моделировании «Официальные и неофициальные символы России» участвуют все отряды профильного лагеря. Штаб лагеря определяет темы моделирования и обеспечивает его методическое сопровождение (литература и другие источники). На совете лагеря каждый отряд выбирает тему для подготовки.
Рекомендации к процессу подготовки:
Штаб профильного лагеря рекомендует рационально распределить поручения между всеми членами отряда, создать условия для участия каждого члена отряда в данном деле.
Темы моделирования:
- «Официальные символы России И Воронежской области»;
-«Неофициальный символ России – берёза. Чернозём – неофициальный символ
Воронежской области»;
-«Неофициальный символ России – матрёшка. Матрёшка Воронежской области»;
-«Русские и воронежские писатели, поэты знаменитые во всём мире».
Формы моделирования:
- рассказ;
-публичное выступление;
- презентация;
- устное народное творчество на заданную тему (загадки, пословицы, поговорки, песни, стихотворения).
Методическое сопровождение:
Штаб лагеря предоставит каждому отряду литературу, источники и фотоматериалы для исследования по выбранной теме.
Подведение итогов краеведческого моделирования:
На общем сборе лагеря каждый отряд представляет модель исследования по заданной теме в предлагаемых формах (рассказ, презентация, публичное выступление, устное народное творчество).

Приложение 2.

Тема1: «Официальные символы России».

1. Составьте рассказ об официальных символах России (история, виды, описание элементов), сопровождая его презентацией.
2. Составьте рассказ об официальных символах
Воронежской области (история, виды, описание элементов), сопровождая его презентацией.
3. Познакомьте слушателей с пословицами, стихотворениями, частушками, песнями о символах.

Алгоритм краеведческого моделирования «Официальные и неофициальные символы России».

Тема 2: «Неофициальный символ России – берёза. Чернозём – неофициальный символ
Воронежской области»

1. Составьте рассказ о неофициальном символе России – берёзе, сопровождая его презентацией.
2. Составьте рассказ о неофициальном символе Воронежской области – чернозёме, сопровождая его презентацией.
3. Познакомьте слушателей с пословицами, стихотворениями, частушками, песнями о берёзе

Алгоритм краеведческого моделирования
«Официальные и неофициальные символы России».

Тема 3: «Неофициальный символ России – матрёшка. Матрёшка Воронежской области.»

1. Составьте рассказ о неофициальном символе России – матрёшке, сопровождая его презентацией.
2. Составьте рассказ о Воронежской матрёшке, сопровождая его презентацией.
3. Познакомьте слушателей с пословицами, стихотворениями, частушками, песнями о матрёшке.

Алгоритм краеведческого моделирования «Официальные и неофициальные символы России».

Тема 4: « Русские и воронежские писатели, поэты знаменитые во всём мире».

1. Составьте рассказ о русских писателях и поэтах, известных во всём Мире, сопровождая его презентацией.
2. Составьте рассказ о писателях и поэтах Воронежской области, сопровождая его презентацией.
3. Познакомьте слушателей с произведениями русских и воронежских писателей и поэтов.

Ребята заранее готовятся: рисуют плакаты, эмблемы своего отряда, придумывают девиз, название отряда, отрядную песню и т. д.

Выходят ведущие.

1-й ведущий.

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Мы рады приветствовать вас.

Как много чудесных улыбок

Мы видим сегодня, сейчас!

2-й ведущий.

Наш праздник уже начинается,

И мы отправляемся в путь.

С собою друзей замечательных

В дорогу ты взять не забудь.

1-й ведущий.

Сегодня праздник открытия

Лагерной смены, друзья.

Много задора, веселья нас ожидает,

И я хочу объявить о начале нашего праздника!

2-й ведущий. Итак, наш праздник открывает... (представляет первого выступающего.)

Исполняется песня на мотив песенки Красной Шапочки.

1. Если долго, долго, долго,

Если долго по дорожкам,

Если долго по тропинкам

Прыгать, ехать и бежать,

То, конечно, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в лагерь к нам попасть!

Припев:

А-а, в лагере деревья вот такой вышины!

А-а, в лагере площадки вот такой ширины!

А-а, здесь вожатые и дети!

А-а, здесь веселье, смех и ветер!

И-и, и конечно, все мои друзья!

И-и, здесь, конечно, все мои друзья!

2. Но если ты такой ленивый,

Если ты такой пугливый

И не хочешь веселиться,

В лагерь к нам не приходи!

Здесь ведь нужно быть веселым,

Жизнерадостным, смышленым,

Заводным, неугомонным,

Веселиться от души!

Припев.

1-й ведущий.

Звенит наш гул все громче, все слышней,

Какая трель над миром разливается:

Все думают: распелся соловей,

А вот и нет, наш лагерь открывается!

2-й ведущий.

Гореть огонь нам будет 20 дней подряд,

Его увидев, люди улыбаются.

И расцветают лица у ребят:

Пришла пора — наш лагерь открывается!

1-й ведущий. Право зажечь символический огонь предоставляется начальнику оздоровительного лагеря.

Выступление начальника лагеря, который поздравляет ребят с открытием смены и вручает им переходящий кубок (символ, факел), который будет передаваться в течение всей смены из отряда в отряд — победителям мероприятий. У кого он окажется больше всего раз, тому отряду он и будет вручен на закрытии смены.

2-й ведущий.

Много есть друзей вокруг,

Но считаю я,

Что теперь нам лучший друг...

Наш директор лагеря.

1-й ведущий. Все 20 дней с вами, ребята, самые добрые и справедливые, самые знающие и творческие сотрудники.

Представление воспитателей, вожатых, физоргов и другого персонала лагеря.

2-й ведущий.

Наши воспитатели прекрасны,

Каждый чем-то да хорош!

Знаешь, в целом мире лучше наших,

Не старайся, не найдешь!

1-й ведущий . А теперь пришла пора познакомиться с отрядами лагеря. Каждый отряд представляет нам свою визитную карточку.

Выступление отрядов.

2-й ведущий. По окончании нашего праздника мы хотим, чтобы все вы произнесли клятву Прошу всех встать. Я клянусь свято чтить традиции я законы лагеря, примерно вести себя на лагерной земле, образцово содержать свой отрядный уголок, петь, играть, танцевать, все съедать! Все. Клянусь! Клянусь! Клянусь!

1-й ведущий . Если я нарушу эту клятву, то пусть...

Командир каждого отряда (по очереди).

— Меня навсегда лишат денег на мороженое;

— порвутся мои любимые джинсы;

— сядут батарейки в моем плеере;

— меня перестанут пускать на дискотеки;

— запутаются шнурки на моих кроссовках;

— проиграет моя любимая команда;

— пройдет бульдозер по моим любимым дискам.

2-й ведущий . А теперь клятва воспитателей и вожатых!

Ведущий читает, а воспитатели после каждой строчки говорят: «Да, да!».

— Детям в лагере поможем всегда?

— Нас не пугает проблем чехарда!

— Детей усыпить для нас ерунда!

— Клянемся их не лупить никогда!

— Только слегка пожурить иногда!

— Будем спокойны, как в речке вода!

— Мудрыми будем, как в небе звезда!

— Будем вставать по утрам в холода!

— Чтобы успеть и туда, и сюда!

Воспитатели. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

1-й ведущий.

На этом наш праздник завершается,

Но лагерная жизнь здесь продолжается.

2-й ведущий.

Мы с вами не прощаемся, друзья.

До новых встреч!

До скорого свидания!

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Ольховатский Дом пионеров и школьников

Ольховатского муниципального района

Утверждено

директор МКУ ДО

Хижнякова Н. В .

ПРОГРАММА

ПЕРЕДВИЖНОГО ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ

«КРАЕВЕД».

Программа рассчитана на детей от 14 до 17 лет

срок реализации программы – 1 год

Молчанова Татьяна Александровна

Методист МКУ ДО Ольховатский Дом пионеров

п. Ольховатка - 2017 год.

Паспорт программы

Наименование Программы

ПРОГРАММА ПЕРЕДВИЖНОГО ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ

«КРАЕВЕД».

Учреждение, ответственное за реализацию Программы Исполнитель Программы

МКУ ДО Ольховатский Дом пионеров и школьников

Соисполнители Программы

Отдел образования;

Образовательные учреждения района;

Отдел культуры;

БУЗ Во «Ольховатская ЦР» (по согласованию);

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

ОМВД России по Воронежской области в Ольховатском райне (по согласованию);

Цель Программы

Задачи Программы

образовательный блок:

Формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;

Углубление познания учащихся в истории, краеведении, формирование исторического сознания, развитие интереса к судьбам родного края;

воспитательный блок:

Досуговый блок:

Всестороннее развитие творческой индивидуальности обучающихся;

Организуются творческие мастерские

Проводятся традиционные дела лагеря.

Оздоровительный блок

Сроки реализации Программы

Перечень основных мероприятий Программы

Нормативно-правовое обеспечение организации отдыха и оздоровления детей.

Мероприятия по обеспечению «Стандарта безопасности» оздоровительных лагерей.

Совершенствование кадрового и информационно-методического потенциала.

Повышение качества содержания летней оздоровительной кампании.

Ожидаемые результаты реализации Программы

2. Изучение этнографических особенностей родного края; организация и проведение краеведческих экспедиций;

СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка……………………………………………

    1. Актуальность программы………………………………………...

      Новизна программы……………………………………………….

      Этапы………………………………………………………………

    Цель…………………………………………………………………

3.Задачи………………………………………………………………

3.1 Образовательный блок……………………………………………

3.2 Воспитательный блок……………………………………………..

3.3 Досуговый блок……………………………………………………

3.4 Оздоровительный блок……………………………………………

4. Сроки реализации программы……………………………………

    Основные целевые индикаторы…………………………………..

    Содержание программы…………………………………………..

7. План - сетка

    Ожидаемые результаты реализации программы ………………..

    Литература…………………………………………………………

    Приложение……………………………………………………….

ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОГО ПЕРЕДВИЖНОГО ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ «КРАЕВЕД»

Организаторы лагеря: МКУ ДО Ольховатский Дом пионеров и школьников Ольховатского муниципального района

Программа разработана с учетом и на основании следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 (29 декабря 2012 г.).

- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы»;

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р;

Воспитательная работа МКОУ ДОД Ольховатский Дом пионеров и школьников ведется в соответствии со следующими документами:

Государственная программа Воронежской области «Развитие образования на 2014 - 2020 годы»;

Закон Воронежской области № 103-ОЗ от 06.10.2010 г. «О патриотическом воспитании в Воронежской области»;

Закон Воронежской области № 126 – ОЗ от 19.10. 2009 «О памятных датах Воронежской области»;

Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Воронежской области «Край родной» на 2017-2021 годы;

Муниципальная программа туристско-краеведческого движения обучающихся Ольховатского района «Край родной Ольховатский» на 2017-2021 годы;

План воспитательной работы МКОУ ДОД Ольховатский Дом пионеров и школьников на 2016 - 2017 учебный год;

Пояснительная записка:

Гражданственность и патриотизм это, прежде всего, чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, поселка, края, города и страны в их целостности и единстве.

Актуальность программы

Пребывание в передвижном туристско-краеведческом лагере «Краевед» особенно важно для детей, среднего и старшего школьного возраста для предупреждения гиподинамии, склонных к пассивному отдыху.

Для педагогов работа в лагере «Краевед » – прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.

Новизна программы:

Использование материалов краеведения в разработке и рекламе маршрутов с целью популяризации туристических ресурсов и в подготовке к районным конкурсам исследовательских краеведческих работ;

Формирование лидерских качеств детей посредством сочетания отдыха и

организаторской деятельности;

Использование технологии исследовательского обучения и игровой технологии в познавательной, игровой и проектной деятельности учащихся;

Создание благоприятного психологического климата, выработка стиля

сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским лагерем;

Организация творческой мастерской: оформительская и игровая;

Программа дает много возможностей для организации отдыха, а именно: укрепления здоровья, развития творческого потенциала детей, совершенствования личных возможностей, удовлетворения индивидуальных духовных потребностей, саморазвития, самоопределения. Но самая главная цель – это способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма. Основа программы, как воспитательно-обучающая, позволяет объединить теоретическую составляющую краеведческого лагеря «Краевед» и практическое изучение духовной и материальной культуры жителей Ольховатского района, проживающих в юго-восточной части Воронежской области в ходе соверш ѐ нных экспедиций.

Предлагаемая в программе методика способна привлечь значительные массы детей и подростков в возрасте от 14 до 17 лет, занимающихся и интересующихся туризмом и краеведением. Основой методики являются технология исследовательского обучения, игровые технологии, ролевые игры, а также здоровьесберегающая технология.

Выявление конкретной и решаемой проблемы в программе практически реально. .Важная особенность лагеря – возможность постоянного общения с природой и людьми. Воспитанники лагеря, кроме исследовательской работы, участвуют в соревнованиях, совершают экскурсии, походы (знакомятся с природой и достопримечательностями этого региона);ведут практическую природоохранную деятельность в форме экологического часа (очистка территории, родников, ограждение муравейников и т.д.); знакомят местных жителей и детей с историей и культурой Ольховатского района (ролевые игры - театрализованные представления).

Оказавшись в контакте с природой, молодые участники программы с самого начала маршрута находятся под определенным воздействием величия и красоты нашего Ольховатского края. Традиции быта русских и украинских жителей района, а также пример педагогического состава позволяет привить навыки и приемы наиболее щадящего природопользования. Экологические часы, вечерние беседы, легенды, предания, радиальные выходы к памятникам природы дадут возможность воспитывать у детей чувство уважения к Земле и ее обитателям.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, руководителей туристических объединений, вожатых и воспитателей лагерей. Благополучателями программы являются обучающиеся 14 -17 лет.

Цели лагеря:

Основными целями передвижного туристско-краеведческого лагеря «Краевед» является укрепление физического здоровья детей; развитие у детей и подростков интереса к истории родного края, обычаям, традициям, декоративно-прикладному искусству жителей, проживающих в Ольховатском районе Воронежской области; пропаганде традиционно-культурного наследия, что на наш взгляд играет огромную роль в становлении личности и гражданственности юных граждан нашего края и страны в целом.

Задачи лагеря:

образовательный блок:

Овладение разнообразными научными методами исследований; приобретение практических навыков;

Формирование целостного миропонимания и современного научного

мировоззрения;

Углубление познания учащихся в истории, краеведении, формирование

исторического сознания, развитие интереса к судьбам родного края;

Интеллектуальное развитие учащихся

воспитательный блок:

воспитание самосознания и российской идентичности, любви к малой родине;

всестороннее эмоциональное, развитие; адаптация подростков к новой среде, новому коллективу;

воспитание культуры общения и коммуникативности.

Досуговый блок:

Педагоги в течение всей смены решают задачи адаптации подростков к новой среде, новому коллективу;

Всестороннего развития их творческой индивидуальности;

Организуются творческие мастерские: оформительская и игровая;

Проводятся традиционные дела лагеря: день знакомств «Здравствуй, наш лагерь», открытие лагеря и закрытия лагеря, когда подводятся итоги экспедиции, награждаются все участники экспедиции по различным номинациям.

Закрытие - это ритуал, вызывающий стремление вернуться в эти места;

Оздоровительный блок

Физические нагрузки, радиальные выходы, свежий воздух, купание, знакомство с красивыми уголками природы создают прекрасный физиологический и психологический фон. Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к режиму дня данной возрастной группы детей: сочетание труда и содержательного отдыха, максимальное пребывание на воздухе, проведении оздоровительных мероприятий. Спортивные мероприятия включают различные виды туристско-спортивных игр.

Основные целевые индикаторы:

профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой

среде;

снижение общего уровня социальных девиаций в подростковой среде,

повышение мотивации подрастающего поколения вести здоровый образ жизни;

увеличение числа детей и подростков, занимающихся на постоянной основе в

детских объединениях Дома пионеров и школьников краеведения, туризма и экскурсий;

увеличение охвата детей и подростков различными формами летнего

оздоровительного отдыха;

Содержательная часть.

Первым этапом работы программы «Краевед» является разработка и проведение конкурсов-викторин для выявления среди школьников заинтересованных в работе историко-этнографического направления. Ответы на вопросы и выполнение заданий является для участников первым этапом их работы.

Вторым этапом программы «Краевед» будет проведение участниками самостоятельной исследовательской работы (с учетом уровня подготовленности исполнителя) и ее оформление в виде реферата, альбома, отчета и тому подобного.

Третий этап рассчитан на изучение предметов материальной культуры и работу с ними (поиск технологий, реставрация, самостоятельное изготовление). Основной деятельностью этого этапа является: реализация основной идеи лагеря; вовлечение детей и подростков в различные виды поисковых, коллективно- творческих дел; работу творческих мастерских ольховатских умельцев декоративно – прикладного искусства.

Четвертый этап - аналитический. Основной идеей этого этапа является: подведение итогов лагеря; выработка перспектив деятельности организации; анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности туристско-краеведческого лагеря «Краевед».

На всех трех уровнях задачей организаторов является тщательный анализ работы участников, выявление наилучших, содействие в улучшении результатов остальным.

Различные уровни программы позволяет ее участникам заниматься физическим воспитанием, самостоятельно и под руководством специалистов знакомиться с историей района: сел, деревень, рода, традиции, обычаев и искусства русских, украинцев и др. национальностей, проживающих на территории Ольховатского района; одновременно овладеть системой прикладных навыков традиционной деятельности в области народного творчества, ремесел. Она также способствует укреплению дружбы между народами, чья многовековая история и культура неразрывна между собой.

История проекта:

Программа и план работы лагеря «Краевед» разработана методистом и проходила адаптацию в течении трех лет и имела несомненный успех. Основной упор в этой программе делался на изучении военной истории Ольховатского района; создание экскурсионных маршрутов и проведение экскурсий по веткам маршрута. По данной теме собран обширный материал. Участники лагеря имеют достаточный багаж знаний по краеведению. Мы думаем, что настало время переходить на следующую тему лагеря: этнография и топонимика Ольховатского края. В ходе экспедиций планируется сбор материала по этнографии, топонимике и прикладному творчеству мастеров – умельцев Ольховатского края. Мы считаем, что программа лагеря «Краевед» позволит решить эти задачи.

Методы и механизмы реализации программы:

Программа лагеря обеспечивает полноценное, здоровое и интересное летнее

времяпровождение в сочетании с воспитательно-образовательным процессом.

Использование технологии исследовательского обучения, игровые технологии, методика ролевого моделирования в программе работы лагеря и непосредственное участие в моделируемых событиях (в игровой форме) позволит детям более полно узнать прошлое народов региона: уклад жизни, материально-духовную культуру, героев эпоса и реальной истории.

Такой лагерь служит важным средством воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к своему краю, уважения к традициям и обычаям ольховатцев, заселяющим родной Ольховатский край.

Дата

Название мероприятия

Формы проведения

Ответственные

1 день

Заезд. Оборудование лагеря.

Инструктажи по ТБ.

Подготовка к открытию лагеря.

День знакомств «Здравствуй, лагерь!»

Открытие лагеря.

Конкурс моделей крестьянской одежды.

Викторина по истории Ольховатского района.

Игры на знакомство.

командный конкурс.

Викторина.

Смыкалов В.Е.

Молчанов Т.А.

____________

2 день

Конкурс «традиционная народная кухня».

Экскурсия в этнографический музей «Сокровищница» ИРЦ КДЦ «Слобода» Ольховатского городского поселения.

Конкурс народной песни «Деревенские посиделки».

«Визиты вежливости». «Заповедная земля» - мероприятие в рамках раздела «Мы и театр»; проведение конкурсно – развлекательных программ:

Подготовка к акции «Венок Памяти», посвященный дню Памяти и скорби.

Торжественная линейка

Экскурсия

Творческий конкурс между командами.

проведение конкурсно – развлекательных программ:

торжественный сбор; акция Памяти.

Молчанова Т.А.

«Информационно – ресурсный центр» Письменный С.В.

Молчанова Т.А.;

ПДО

3 день

Экскурсия в село Дроздово. Мастер-класс мастера резьбы по дереву народному умельцу декоративно-прикладного искусства Ковалеву А.

Викторина «Историческое наследие великого земляка Костомарова Н. И.»

Игровая программа «Русские народные игры».

Экскурсия.

Викторина.

Игры.

Молчанова Т.А.

4 день

Беседа о ПДД, правилах пешеходного перехода, о правилах пользования школьным автобусом

Этнографическая экспедиция в село Костово Степнянского сельского поселения «Знаменитые вышивки степнянских мастериц»

Инсценированный костюмированный конкурс «Народные праздники и традиционные обряды жителей поселений Ольховатского района»

Беседа

Экспедиция этнографическая.

Мастер-класс.

Празднично-игровая конкурсная программа.

Молчанова Т.А.

5 день

Экскурсия к мастеру лозоплетения в п. Большие Базы. Мастер – класс по лозоплетению (по согласованию).

Экологический час. Акция «Чистый берег».

Подведение итогов. Закрытие лагеря.

Экскурсия.

Мастер-класс.

Молчанова Т.А.

Режим дня туристско-краеведческого лагеря «Краевед».

1 день.

10.00- 12.00 Заезд. Оборудование лагерной стоянки. Хозяйственные работы.

12.00 – 13.00 – Инструктажи по ТБ.

13.00 - 14.00 – обед

14.00 – 15.00 – Подготовка к открытию лагеря.

15.00 – 15.30 – Открытие лагеря.

15.30 – 17.00 - конкурсное мероприятие «Представление команд»

17.30 – 18.30 – Викторина по истории Ольховатского района.

18.30-19.00 – ужин

19.00 – 20.00 – Подготовка массового мероприятия.

20.00 – 21.30 – конкурсное мероприятие «Конкурс моделей крестьянской одежды».

22.00 – отбой

2 день

8.00- подъем.

8.10- 8.30 – гигиенические процедуры. Зарядка.

8.40- 9.00 – завтрак;

9.00 – 9.30 - Инструктажи по ТБ во время поездки на экскурсию.

9.30 – 11.30 - Экскурсия в этнографический музей «Сокровищница» ИРЦ КДЦ «Слобода» Ольховатского городского поселения

11.30 - 12.00 - возвращение с экскурсии.

13.00 - 14.00 – обед

14.00 – 15.00 – Подготовка к конкурсу народной песни «Деревенские посиделки».

15.00 – 15.30 – конкурсное мероприятие «Представление команд»;

15.30 – 17.00 - Конкурс народной песни «Деревенские посиделки».

17.30 – 18.30 – Конкурс «традиционная народная кухня».

18.30-19.00 – Ужин.

19.00 – 20.00 – «Визиты вежливости». «Заповедная земля» - мероприятие в рамках раздела «Мы и театр»; проведение конкурсно – развлекательных программ:

20.00 – 21.30 – Подготовка к акции «Венок Памяти», посвященный дню Памяти и скорби.

21.30 – 22.00 – гигиенические процедуры

22.00 – отбой

3 день

4.00 – 5.00 – Акция «Венок Памяти» ко дню Памяти и скорби, приуроченная к 22 июня.

8.30 – подъем;

8.30 – 9. 00 Гигиенические процедуры. Зарядка.

9.00 - 9.30 – завтрак.

9.30 – 11.30 - Экскурсия в село Дроздово. Мастер-класс мастера резьбы по дереву народному умельцу декоративно-прикладного искусства Ковалеву А.

11.30. 12.00 – возвращение с экскурсии;

12.30. 13.00 – обед;

13.00- 14. 00 – оформление итогов экскурсии;

14.00 - 15.00 - Викторина «Историческое наследие великого земляка Костомарова Н. И.»

15.00.- 16.00 - Подготовка игр.

16.00 – 16.30 - Полдник.

16.30 – 18.30 - Игровая программа «Русские народные игры».

18.30 – 19.00 – свободное время.

19.00 – 19.30 ужин.

19.30 - 21.00 - Творческая мастерская.

21.00 -21.30 – Выставка творческих работ.

21.30 – 22.00 – гигиенические процедуры

22.00 – отбой.

4 день.

8.00 – подъем;

8.30 - 9.00 – завтрак.

9.00 9.30 - Беседа о ПДД, правилах пешеходного перехода, о правилах пользования школьным автобусом. Подготовка к экспедиции.

9.30 – 13.00 - Этнографическая экспедиция в село Костово Степнянского сельского поселения «Знаменитые вышивки степнянских мастериц».

13.00- 13.15 – Подготовка к обеду.

13.45 – 14.30 – Обед. Послеобеденный отдых.

14.30 – 16.00 – Подготовка к массовому мероприятию.

16 – 16.30 – Полдник.

16.30 – 19.00 - Инсценированный костюмированный конкурс «Народные праздники и традиционные обряды жителей поселений Ольховатского района».

19.00- 19.30 ужин.

19.30 – 20.30 – заготовка лозы для мастер - класса.

20.30 – 21. 30 – экологический час.

21.30 – 22.00 – гигиенические процедуры. Подготовка к отходу ко сну.

22.00 – отбой.

5 день

8.00 – подъем;

8.00 – 8. 30 Гигиенические процедуры. Зарядка.

8.30 - 9.00 – завтрак.

9.00 9.15 - Беседа о ПДД, правилах пешеходного перехода.

9.15 – 11 30 - Экскурсия к мастеру лозоплетения в п. Большие Базы. Мастер – класс по лозоплетению (по согласованию).

11.30- 12.00 - возвращение с экскурсии.

12 -00 12.30 – обед..

12.30 13. 00 – подготовка к закрытию лагеря.

13.-00 14. 00 – закрытие лагеря. Подведение итогов. Награждения.

14.00 – 15.00 – экологический десант. Акция «Чистый берег».

15. 00 – 17.00 – разьезд.

Работа ведется по следующим направлениям.

Первое - познавательное . Под руководством специалистов участники проходят курс по истории и культуре народов, живших в Ольховатском крае, знакомятся с легендами и преданиями, национальными песнями, народными костюмами, танцами, играми и обрядами, прикладным искусством.

Второе направление - игровое . Демонстрация обычаев и обрядов, отдельные театрализованные представления, позволяют привлекать детей в качестве участников действия. Постепенно отдельные игровые фрагменты переходят в активную ролевую игру.

Использование здоровьесберегающей технологии позволит решить одно из

важных направлений работы, как оздоровление детей. Она направлена на их

физическое развитие. Ежедневные тренировки, экскурсии, походы, соревнования, солнечные ванны способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.

По форме работы «Краевед»» относится к палаточным лагерям. Поэтому

участникам предстоит заниматься и хозяйственными работами, чтобы обеспечить себя топливом, питанием и тому подобным. Трудовое воспитание является неотъемлемой частью программы работы лагеря.

Тип лагеря: профильный, передвижной, палаточный лагерь.

Количество и состав участников: мы предлагаем методику, реализация которой способна привлечь значительные массы детей и подростков в возрасте от 14 до 17 лет, прошедшие медицинскую комиссию и застраховавшие себя в Госстрахе на пятидневный срок пребывания в лагере (46 обучающихся).

Сроки реализации программы: один год.

Кадровое обеспечение: начальник лагеря, заместитель начальника лагеря, специалист-краевед из числа педагогов допобразования, воспитатели – ПДО МКУ ДО Ольховтский Дом пионеров и школьников, воспитатели из числа педработников школ по согласованию, медработник, повар.

Финансовое обеспечение программы : программа финансируется из средств

местного бюджета, родительских взносов, спонсорских средств.

Техническое оснащение:

Ноутбук

Сканер

Принтер

Цифровой фотоаппарат

Музыкальный центр

Работа лагеря базируется на следующих принципах :

1.Принцип самореализации, означающий: осознание детьми целей перспектив деятельности, реализуемой в лагере; добровольность включения детей в ту или иную деятельность; обязательный учет индивидуальных особенностей детей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого; признание личности человека растущего и развивающего высшей социальной ценностью.

2.Принцип включенности в социально значимые отношения, который

предусматривает: обеспечение детям гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию; наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены; предоставление возможности и права отстаивать свое мнение; взаимоуважение всех участников работы лагеря.

3. Принцип динамичности (постоянной смены видов деятельности).

4. Принцип единства тематического содержания.

Формы работы творческих групп:

Экспедиции к старожилам (запись, сканирование документов, фото и

видеосъемка);

Работа с картами и документами

Обработка информации на компьютерах

Поиск информации в Интернетете;

Практические и творческие работы

В ходе работы лагеря также предполагается поездка по местам жизни историка и этнографа Н.И. Костомарова;

Экскурсия в музей ИКЦ КДЦ «Слобода»;

Экскурсия и мастер-класс народных умельцев Ольховатского края (по согласованию);

Одновременно со сбором материала и мероприятиями собранная информация будет оформляться в папки.

Конкретные ожидаемые результаты

1. Укрепление психического и физического здоровья детей в лагере;

2. Уровень удовлетворенности детьми деятельностью лагеря не ниже среднего;

3. Накопление материала для участия в районном конкурс исследовательских краеведческих работ в рамках реализации программы «Край родной Ольховатский».

4. Оформление фотоотчета «Профильный лагерь «Краевед».

5. Представление результатов деятельности в форме отчетов, сборника и презентаций.

Место и время проведения:

Место расположения лагеря определяется следующими факторами:

наличие подъездных путей;

наличие в непосредственной близости населенного пункта, где проживают

жители и магазин (для закупки скоропортящихся продуктов);

наличие источников питьевой воды;

соответствие тематики лагеря.

В качестве вариантов можно предложить территорию Базовского сельского поселения в микрорайоне столовой и Базовской СОШ; стоянка лагеря планируется на правом берегу реки Черная Калитва.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

участников профильного передвижного туристско-краеведческого лагеря

«Краевед»:

1. Соблюдать режим дня.

2. Не выходить за территорию лагеря без сопровождения взрослых сотрудников лагеря.

3. Соблюдать правила личной гигиены.

4. Соблюдать правила противопожарной безопасности на территории лагеря и за ее пределами, категорически запрещается разжигать огонь (спичками, свечками, спиртовками, лучинками и т.д.) без присмотра взрослых в темное время суток. В качестве осветительных приборов детям разрешается пользоваться только электрофонарями.

6. Находиться на пищеблоке можно только с разрешения взрослых.

7. Пользоваться колющими и режущими предметами только с разрешения взрослых.

8. Не находиться в чужих палатках во время отсутствия хозяев.

9. Не пользоваться чужой одеждой, обувью, постельными принадлежностями, предметами личной гигиены.

10. Бегать, устраивать игры разрешается в специально отведенных местах.

12. Употреблять в пищу грибы и ягоды строго запрещается.

13. Не заниматься самолечением.

Перечень мер по обеспечению безопасности и здоровья участников туристско- краеведческого лагеря «Краевед»:

Все участники лагеря заранее предоставляют медицинские разрешения напроживание в палаточных условиях и свидетельство о страховке;наличие телефона;

Соблюдение правил техники безопасности во время движения автобуса к месту лагеря и обратно, обязательный инструктаж всех участников;

Заключение Роспотребнадзора на проведение лагеря «Краевед»;

Соблюдение правил поведения в лагере;

Знакомство с картами места лагеря;

Соблюдение правил техники безопасности при организации и проведении

исследовательских и экскурсионных занятий, обязательный инструктаж всех

участников;

Список документов и личного снаряжения участника:

копия свидетельства о рождении, медицинского полиса, медицинские справки + свидетельство о страховке;

рюкзак, который участник может нести сам

Одежда и обувь:

ветровка с капюшоном;

дождевик – 2 полиэтиленовых тонких или 1 плотный плащ (куртка) из ПВХ или другого материала с непромокаемым покрытием;

спортивная закрытая обувь (кроссовки) и л ѐ гкая повседневная обувь (лучше, если это будут сандалии, в которых дышит нога и в которой удобно передвигаться);

рубашка с длинными рукавами;

брюки плотные (джинсы) ;

головной убор от солнца (2 шт);

носки х/б (не менее 5 пар);

нижнее белье (не менее 5 комплектов);

футболка (4 шт);

шорты (2 -3 пары);

свитер, водолазка, толстовка (что-нибудь одно по усмотрению, главное с

«горлышком»);

спортивный костюм;

Другое снаряжение:

рюкзак небольшой для экспедиций в насел ѐ нные пункты и однодневных

походов в лес, сюда можно положить запас питьевой воды на время пути

средства личной гигиены (зубная паста, зубная щетка, расческа, туалетное

мыло, полотенце);

носовой платок (3 шт) можно одноразовые бумажные;

защитный крем от солнца, средство от комаров (не спрей!)

небьющаяся кружка;

фонарик с 1 доп. комплектом батареек;

любимые настольные игры, блокнот + ручка

Правила жизни в лагере

1. Спеши делать добро. Будь щедрым на доброту.

2. Полагайся на дружбу.

3. Уважай чужое мнение. Учись слушать и слышать.

4. Уважай старших. Будь благодарным.

5. Работай над своими привычками. Посеешь поступок - пожн ѐ шь привычку, посеешь привычку - пожн ѐ шь характер.

6. Верь в свои силы и в то, что ты делаешь.

7. Найди сво ѐ дело. Начинай с того, что тебе по силам. Дело боится смелых.

8. Воспитывай волю. Без воли нет успеха, без успеха нет счастья.

9. Будь любознательным.

10. Воспитывай самостоятельность.

11. Цени время. Время - это жизнь. Делай вс ѐ вовремя.

Источники и литература:

    Альбом «Ольховатка. 300 лет».

    Антуфьева О.А. Обухова Л.А. «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Воронеж – 2006 год.

    Интернет – ресурсы «Новые формы воспитательной

работы».

4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы

по краеведению. экологическому и правовому воспитанию: 5-11

классы. – Москва: ВАКО, 2006 год – 224 с.

5. Ольховатка – край Воронежский. Исторический очерк под редакцией

В.В. Беликова Ольховатка, 2000 г.;

    Документальная книга «Ольховатка: путь в три столетия» Под редакцией С. Г. Сухановой. Воронеж, 2002 г.

    Материалы сайта администрации Ольховатского муниципального района

Сценарий проведения игры-путешествия «Краеведы – разведчики», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Участники: обучающиеся, участники передвижного лагеря «Краевед».

Ведущая (на фоне песни). 22 июня в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границы Советского Союза - так называлась наша Родина. И все: и стар, и млад, встали на защиту Отечества. Ваши прабабушки, прадедушки ушли на войну (тогда они были очень молоденькими). Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт.

(Дети надевают на себя головные уборы: летчиков, пехотинцев, моряков.)
Ведущая. А сейчас перенесемся в те военные годы и посмотрим несколько боевых эпизодов.

Четыре долгих года, 1418 дней и ночей шла на нашей земле самая страшная кровопролитная война. Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа пришла весной 9 мая 1945 года в Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы. И с того дня каждый год 9 мая наш народ отмечает праздник Победы.

Дети выстраиваются в три шеренги у стен зала. Шеренга летчиков, шеренга моряков, шеренга пехотинцев.

Звучит военный марш, на машине въезжает командующий парадом, (мальчик на педальной машине в фуражке и кителе, на кителе погоны маршала) подъезжает к шеренге пехотинцев.
Командующий. Товарищи пехотинцы! Поздравляю вас с праздником Победы! Ура!

Мы предлагаем вам стать главными героями увлекательнейших путешествий, изучить объекты, связанные с участием земляков в Великой Отечественной войне. Ведь только знания, добытые самостоятельно, запомнятся надолго.

Вам предстоят встречи, препятствия, задания на смекалку, ловкость, эрудицию, внимательность, а также – на слаженность команды, потому что только дружная команда сумеет справиться со всеми испытаниями и раскрыть все секреты.

Сейчас каждая из команд получает маршрутный лист , в котором указано направление движения вашего взвода. Двигаться от станции к станции необходимо строго по порядку их номеров. Порядок движения по станциям у каждого взвода свой. На всех станциях вас ждут взрослые, которые и будут оценивать вашу подготовку и ставить отметку об ее выполнении в баллах. Передвижение разрешено быстрым строевым шагом во главе с командиром отряда и в сопровождении взрослого. Передвижение бегом или по - одиночке запрещено, только дружно в колонне по двое.

Но вначале для всех проверка армейской подготовки.

«Армейская подготовка»

Напротив, команды – туристический коврик. На него ложится первый участник команды. По команде «Подъём» он обувает сапоги, надевает каску, перекидывает через плечо автомат, проползает дистанцию и бежит до поворотной стойки, оббегает её и возвращается на финиш. Снимает снаряжение, передаёт следующему участнику.

Ведущая.

Важную роль на войне играло донесение. Его необходимо было принести в штаб как можно быстрее.

Поэтому задание для каждой команды - доставить в штаб важный пакет с донесением , который вы получите на последнем этапе, выполнив все боевые задания.

Ведущий объявляет старт .

Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.

Выполнение заданий на станциях.

1 станция «Снайпер».

Стрельба по мишеням либо метание гранаты во вражеские танки. Количество попаданий – количество очков.

2. Станция «Полоса препятствий». (Аллея Славы)

Преодоление стены (обручи - лазейки), переправиться через болото (кочки), переправа по бревну

3. Станция «Военные учения». (Викторина про Героев Советского союза - ольховатцах)

Военные загадки. Количество отгадок – количество полученных вами очков.

Он на войне как воздух нужен,

Когда пускают едкий газ.

И пусть ответ наш будет дружен:

Да это же...

(Противогаз.)

Машина эта непростая,

Машина эта - боевая!

Как трактор, только с «хоботком» -

Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

Говорят, что я ручная.

Почему - сама не знаю:

У меня характер колкий,

Помнит враг мои осколки.

(Граната).

По сигналу начинается игра.


4.
Станция «Неотложка» .

Ведущая. Недолгими бывают передышки. Опять рвутся снаряды, свистят пули. Остаются на полях сражения раненые, которых необходимо срочно перевязать, отправить в медсанчасть. Вы знаете, наверное, о том, что раненого бойца на поле боя никогда не бросают. С другом и беда не беда.

Покажите нам, как вы сможете вынести бойца с поля боя.

4 участника держат носилки (гимнастические палки с пришитой тканью) с «бойцом». По команде участники берут носилки с «бойцом» и несут до пункта мед, помощи.

Девочки оказывают помощь.

Ведущий:

Повязка с красным крестиком

Да сумка полевая,

Сестричка – санитарочка

В бою не унывает.

Девочки-санитарки показывают свое умение накладывать повязки.

5. Станция «Шифровальная».


Шифровальная станция – это конкурс анаграмм. Задача – из двух предложенных им слов составить пароль – слово военной тематики. При этом обязательно использовать все буквы (пример – РИНГ + ЗОНА + ГАРНИЗОН). По истечении 10 минут команда, не подобравшая пароль, получает 10 минут штрафа и идет дальше.
Примеры анаграмм:

КУШ + ПА = ПУШКА, АС + ОМЛЕТ = САМОЛЕТ, ПИЛОТ + СЕТ = ПИСТОЛЕТ, САД+ЛОТ =СОЛДАТ, ПАН +РОТ = ПАТРОН, ВАТА +ТОМ = АВТОМАТ.
Ведущий: Опередившая команда получает пакет и доставляет его в штаб.
Команды приходят к финишу.

Ведущий:

Закончилось ваше путешествие. Каждый памятник, каждый обелиск пробуждает в нас светлую память о них, погибших за Родину. Для нашего поколения – это история, но история близкая, сопереживаемая. В наших силах сделать так, чтобы героические страницы истории Отечества не предавались забвению. Мы обязаны знать, чтобы помнить.

Ведущий.

Мы обязаны свято хранить благодарную память о тех, кто защищал Родину, кто отдал жизнь по приказу Отечества, помнить своих родных, воевавших и погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Акция «Дерево Победы». На полянке стоит Дерево Победы. Каждый, кто знает своих родственников, может прикрепить сведения со сканфотокопией (записав их на зелёный бумажный листочек).

Подведение итогов.

Подсчет очков каждой команды, объявление победителей. Награждение.

Каждая из команд получает сухой паек бойца. (Конфеты или печенье в коробках - пайках)

Ведущий:

Не для войны рождаются солдаты, а для того, чтобы не было войны!

«Катюша» (исполнение песни, руки на плечи).

В конце игры ребят ждет солдатский обед - полевая кухня .

Благодаря мужеству, отваге и самоотверженности тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне, мы сейчас и живем. Их подвиг не забыт.

Вопросы викторины «Наш Костомаров».

    Где и когда родился Костомаров Николай Костомаров поэт , член - корреспондент Императорской Санкт - Петербургской академии наук ).

    1. Где учился Костомаров (Ответ: в Воронежской гимназии, Харьковском университете)

      Известно, что после окончания Харьковского университета, Костомаров поступил на военную службу в Острогожске, от которой вскоре отказался. Чем же занялся Костомаров Н.И. в Острогожске?

    (Ответ: По окончании университета поступил было на военную службу, но скоро понял, что неспособен к военной службе. Увлекшись изучением сохранившегося в городе Острогожске, где стоял его полк, архива местного уездного суда, Костомаров задумал писать историю слободских казачьих полков. По совету начальства, он оставил полк и 1837 года вновь явился в Харьков с намерением пополнить свое историческое образование. )

      В 1837 г. Н. И. Костомаров окончил словесное отделение философского факультета Харьковского университета и поступает на военную службу. В каком полку он служил?

    (Ответ:) Н. И. Костомаров недолго служил в Кинбурнском драгунском полку в Острогожске. Вскоре он оставляет военную службу и возвращается к занятиям наукой.

      Известно, что до 16 лет Костомаров понятия не имел об Украине и украинском языке. Где он научился писать по –украински?

    (Ответ: Интересно , что до 16 лет Костомаров не имел понятия об Украине и украинском языке . Что такое Украина и украинсий язык он узнал в Харьковском университете и стал кое - что 1839 - выпустил в свет две драмы и несколько сборников стихотворений, оригинальных и переводных.

      Куда и за что был сослан Н. И. Костомаров в 1848 году с запретом преподавания и издания книг?

    (Ответ:) Сослан в Саратов под полицейский надзор с запретом на преподавание и издание книг за участие и руководство в Киеве Кирилло-Мефодиевским обществом.

      В каких изданиях печатается в журналах Н.И. Костомаров во время приглашения в Петербургский университет на должность профессора русской истории

    (Ответ:) С 1859 г. печатается в журналах "Современник" и "Отечественные записки".

    10. Когда умер и где был похоронен Николай Иванович Костомаров ?

    7(19) апреля 1885 года Николай Иванович Костомаров скончался и

    был похоронен в Санкт-Петербурге.

Статьи по теме