Презентация на тему Терморегуляция организма. Закаливание. Терморегуляция организма. Закаливание Скачать презентацию на тему терморегуляция

Слайд 1

Терморегуляция организма. Закаливание

Слайд 2

Терморегуляция

Это способность животных организмов поддерживать температуру тела в определённых границах, даже если температура внешней среды сильно отличается. Этот процесс представляет собой один из аспектов гомеостаза. Если организм не может поддерживать температуру в нормальных для данного вида организмов границах, и температура повышается значительно выше верхней границы нормы, такое состояние называется гипертермией. Если же температура снижается значительно ниже нижней границы нормы, такое состояние называется гипотермией.

Слайд 3

Регуляция осуществляется нервно-гуморальным путем

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ = ВЫРАБОТКА ТЕПЛА ТЕПЛООТДАЧА 1

Слайд 4

Роль кожи в терморегуляции

Тепловые рецепторы 30 тыс. рецепторов диаметр кровеносных сосудов, покраснение кожи, теплоотдачи, температуры тела, потоотделения.

Холодовые рецепторы 250 тыс. рецепторов диаметр кровеносных сосудов, теплоотдачи, теплообразования потоотделения.

Слайд 5

ПЕРЕГРЕВАНИЕ

Перегревание - болезненное состояние, возникающее в результате длительного воздействия высокой температуры окружающей среды.

Слайд 6

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание - тренировка и совершенствование теплорегулирующих механизмов, усиление способности организма быстро приспосабливаться к колебаниям температуры и другим изменяющимся климатическим факторам.

ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ: Индивидуальность (подбор процедур под контролем врача) Постепенность (постепенное увеличение дозировки) Систематичность (многократное воздействие фактора)

Виды закаливания: общее (для всех) специальное (люди определенной профессии для работы в экстремальных условиях: космонавты, водолазы, полярники)

Задачи: Обобщить знания о защите организма от перегревания и переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов, обморожений, мерах первой помощи при их проявлении.

Оборудование: Презентация к уроку на Microsoft PowerPoint “Терморегуляция организма человека” , мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактическая таблица “Теплообразование и потеря”

Ход урока

1. Актуализация знаний о строении и функциях кожи.

Биологический диктант по вариантам.

Вариант 1.

  1. Самый глубокий слой кожи подкожная клетчатка.
  2. 95% микробов, находящихся на руке, находятся под ногтями .
  3. Потовые железы выполняют выделительную функцию.
  4. Подкожная клетчатка образована жировой тканью.
  5. Волос находится в волосяной сумке.

Вариант 2.

  1. Наружный слой кожи – эпидермис.
  2. В коже образуется витамин Д.
  3. Чувствительность кожи осуществляется с помощью рецепторов.
  4. Железы кожи: потовые и сальные.
  5. Загрязнение кожи затрудняет работу потовых желез.

2. Изучение нового материала

2.1. Знакомство с темой, задачами и планом урока. Запись темы в тетради. (Презентация.) (Слайд 1)

Учитель: Регуляция температуры тела исключительно важна в условиях покоя и разнообразной деятельности человека. В результате непрерывного распада веществ в организме освобождается тепловая энергия. Кровеносные сосуды пронизывают тело, проникая в мышцы, печень и другие органы, где образуется тепло. Кровь в этих органах нагревается и затем отдает часть своего тепла. Температура тела человека в среднем около 37 С. Средняя температура тела колеблется в течении суток.

2.2.

Учитель: На слайдах приведены примеры видов деятельности человека. Как колеблется количество освобождаемой энергии и температура тела? (Слайды 2–3)

Зависимость температуры тела от вида деятельности.

Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование тепла усиливается при мышечной работе.

2.2. Физиология терморегуляции. (Беседа по вопросам c использованием дидактической таблицы “Теплообразование и потеря”.)

Ученик: Мышцы и печень.

Учитель: За счет каких процессов освобождается энергия?

Ученик: За счет расщепления белков, жиров, углеводов.

Учитель: Значит, образование энергии можно назвать химической стороной терморегуляции. А какие органы участвуют в потере тепла? (Слайд 4)

Ученик: Кожа, легкие, выделительная система, пищеварительный тракт

Учитель: Потеря тепла это тоже химический процесс?

Ученик: Нет, физический.

Учитель: (Слайды 5–6) Какие из этих условий:

Варианты ответов:

  1. Сухой воздух.
  2. Загрязнение кожи.
  3. Влажный воздух (выше температуры тела)
  4. Высокая температура воздуха.
  5. Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).
  6. Чистая кожа.

Учитель: Опираясь на тепловые явления сделаем вывод о том, что всего три пути теплоотдачи: испарение, теплопроведение, излучение . Попробуйте решить задачи посложнее.

Почему в жаркую погоду человек больше пьет?

Ученик: Для усиления испарения, так как при испарении человек теряет много тепловой энергии.

Учитель: Почему в жаркую погоду предлагают накинуть на тело влажную простыню?

Ученик: Для усиления теплопроведения.

Учитель: Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?

Ученик: В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и излучение.

Учитель: Почему в финской бане-сауне, где 100 градусный сухой воздух, человек переносит безболезненно, а купание в 100 градусной воде опасно для жизни?

Ученик: В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100 градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения.

2.3 Нарушения терморегуляции и первая помощь при них. Рассказ учителя о нарушениях теплоотдачи: тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях и первой помощи пострадавшим. (Слайды 7–13).

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы. (Слайд 14)

Работа идет группах, с обсуждением материала и заполнением таблицы.

3. Закрепление пройденного материала. Беседа по вопросам:

  • Какими способами регулируется отдача тепла организмом?
  • В результате каких нарушений затрудняется теплоотдача?

4. Домашнее задание.

Стр. 178–179 учебника изучить, ответить на вопросы на стр. 180.

Приложение: презентация к уроку “ Терморегуляция организма человека”

Слайд 1

Слайд 2

Вид деятельности
Зависимость температуры тела от вида деятельности
Сон Рубка дров Чтение
Количество освобождаемой энергии
Температура тела
Мало
Много
Мало
Нормальная
Повышенная
Пониженная

Слайд 3

Роль кожи в терморегуляции организма

Слайд 4

Терморегуляция – это
уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме

Слайд 5

Образование теплоты (химическая терморегуляция)
Отдача теплоты (физическая терморегуляция)
Прием пищи
Холодовая дрожь
Мышечная работа
Теплопроведение – передача теплоты между телами при их соприкосновении
Теплоизлучение – отдача теплоты в виде инфракрасного излучения
Конвекция – передача теплоты от организма окружающей среде через воздух
Испарение влаги со слизистых оболочек в дыхательных путях

Слайд 6

Центр терморегуляции – гипоталамус (промежуточный мозг)

Слайд 7

План I. Вид повреждения II. Симптомы III. Причины повреждения IV. Меры первой помощи

Слайд 8

Солнечный удар - это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове. Первыми признаками солнечного удара является покраснение лица и сильные головные боли. Затем появляется тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. Для оказания первой помощи пострадавшего нужно перенести в тенистое прохладное место. Пациент должен занять горизонтальное положение с приподнятыми вверх ногами. После этого следует расстегнуть одежду и раскрыть окна, если помощь оказывается в помещении. Приток свежего воздуха является неотъемлемой частью мероприятий по улучшению состояния пациентов с солнечным ударом. Для охлаждения кожных покровов можно приложить смоченный холодной водой кусочек ткани. Дать больному оптимальное количество жидкости, лучше дать минеральной или обычной питьевой воды. При помутнении сознания хорошее действие оказывает вдыхание нашатырного спирта. Можно поднести к носу пациента ватку, смоченную нашатырём или же протереть им виски.

Слайд 9

Нарушение терморегуляции
Вид повреждения Симптомы Причины повреждения Меры первой помощи
Солнечный удар Покраснение лица, сильные головные боли, тошнота, головокружение, потемнение в глазах и рвота. Перегрев головы прямыми солнечными лучами. Перенести в тенистое прохладное место. Приподнять вверх ноги, расстегнуть одежду и раскрыть окна, приложить смоченный холодной водой кусочек ткани. Поднести ватку, смоченную нашатырём и протереть виски.

Слайд 10


1. К терморегулирующей функции кожи относятся: А) дрожание; Б) расширение и сужение кровеносных сосудов; В) выделение жира; Г) подъём волос дыбом; Д) загар; Е) образование витамина Д

Слайд 11

Верный ответ:
А, Б, Г

Слайд 12

Выберите три верных ответа из шести
2. При понижении температуры окружающей среды: А) усиливается обмен веществ; Б) уменьшается интенсивность обмена веществ; В) усиливается потоотделение; Г) ослабляется интенсивность потоотделения; Д) расширяются капилляры кожи; Е) сужаются капилляры кожи

Слайд 13

Верный ответ:
А, Г, Е

Слайд 14

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛЬНОГО СОБЫТИЯ И ПРОВЕДЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Признаки для сравнения Реальное событие в замке герцога Моро Эксперимент (опыт), проведенный в XIX веке
В каких условиях находились люди? Холодное помещение зала и каменный пол 1
2 Менее суток Один испытуемый был 24 часа, а другой - 8 дней
Каковы результаты события и эксперимента? 3 Изменений в состоянии здоровья испытуемых не наблюдалось

«Почвенное питание растений» - Можно также использовать вермикулит и перлит. Участвует в процессе дыхания. Калий K. Почвенное питание растений. Входит в состав хлорофилла, необходимого для фотосинтеза. Кальцийca. Окисление органических веществ. Солнечный свет. Фосфор P. Молибден Mo. Путаница. Жизнедеятельность организмов. Вода и минеральные соли.

«Передвижение веществ в растении» - ПАСТУХ КОРУ НАДРЕЗАЛ У БЕРЕЗЫ» Н. Брауна. Корневое давление. Покровная ткань. Строение стебля. Закрытое устьице. Лист. Так ясен день! Зоны корня. Функции жилок. Зона всасывания. Выяснить: путь движения воды и минеральных веществ по разным органам растения; биологическое значение транспорта веществ; соответствие строения данных органов растения выполняемым функциям.

«Фотосинтез и дыхание растений» - Изображен опыт, доказывающий необходимость углекислого газа для фотосинтеза. Движение растворов органических веществ обозначено синим цветом. На рисунке изображен опыт, демонстрирующий корневое давление. Питание 10. Все живые организмы питаются органическими веществами. Чем питаются все живые организмы?

«Условия жизни растений» - Роль света в жизни растений. Растения, распространенные в засушливых местах. Важную роль в жизни растений играет движение воздуха – ветер. Роль воздуха и ветра в жизни растений. Опыт показывающий необходимость воздуха для дыхания корней. Высота солнца над горизонтом и отношение растений к свету. Водные растения и растения избыточно увлажненных мест.

Всего в теме 17 презентаций

Cлайд 1

Cлайд 2

Мы узнаем: Сущность и способы терморегуляции, ее рефлекторные механизмы; Механизм закаливания и способы закаливания; Как оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах и переохлаждении.

Cлайд 3

? В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему?

Cлайд 4

Терморегуляция - это уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме. Прием пищи Мышечная работа «холодная дрожь» Образование тепла Отдача тепла Испарение Теплообмен теплоизлучение

Cлайд 5

Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами кожи. Заполните таблицу: Температура Окружающей среды Кровеносные Сосуды кожи Температура кожи теплоотдача

Cлайд 6

? Опыт доктора Ч.Блэгдена Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126 без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Cлайд 7

Условия терморегуляции Благоприятствующие Сухой воздух. Умеренная температура среды. Чистота кожи. - Правильно подобранная одежда Затрудняющие Высокая влажность воздуха. Низкая или высокая температура среды. - Воздухонепроница-емая, слишком холодная одежда.

Cлайд 8

Перегревание Тепловой удар Общее перегревание организма, температура тела 39-40 Солнечный удар Перегревание головы

Cлайд 9

Решите биологические задачи: 1.Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе? 2.Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению. 3. Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода(ознобом). Объясните эти симптомы на основе представления о механизме терморегуляции.

Cлайд 10

Выводы: Кожа – главный орган терморегуляции; Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внутренней и внешней среды. Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально.

Cлайд 11

? Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?
Статьи по теме