Как открыть церковную лавку бизнес. Церкорвная лавка в церкви как оформить. Инструменты для организации бизнеса

В Петербурге при каждой, даже небольшой церкви организована торговля. Помимо икон, нательных крестиков, ортодоксальной литературы в церковных лавках продаются открытки с видами храмов, наклейки для пасхальных яиц, диски, сувениры и др. В городе порядка 150 таких торговых точек. Чаще всего прибыль, полученная от существования лавки, направляется на восстановление храма, на территории которого она работает. Однако это не означает, что раз лавка находится рядом с храмом, то ее деятельность носит некоммерческий характер.

Филиал московского художественно-производственного предприятия "Софрино", принадлежащего Русской Православной Церкви, работает в Петербурге 12 лет. Магазин церковной утвари, находящийся рядом с Александро-Невской лаврой, арендует помещение у КУГИ и реализует готовые изделия из текстиля, свечи, кресты, иконы и т. д. Людмила Исаева, директор филиала, рассказала, что предприятие обеспечивает до 80% всех православных товаров города. Основным покупателем "Софрино" являются храмы, и все доходы петербургского магазина идут на развитие церкви.

"Наша задача - обеспечить утварью храмы города и Северо-Запада", - отмечает она. Людмила Исаева полагает, что конкуренция в церковной нише есть: украинские и белорусские предприниматели возят в Петербург иконы, кресты, текстиль, литературу.

Несмотря на то что участники рынка неохотно говорят о своих доходах, некоторые цифры все же могут демонстрировать выгодность их бизнеса.

В частности, фарфоровое производство ООО "Скудельник", работающее с 1994 г., вначале представляло собой небольшую мастерскую, где две литейщицы отливали не более 50 форм в день, сегодня же компания производит более 1000 изделий за день. В 2002 г. компанией был освоен новый вид продукции - строительный фарфор. Заказчиками продукции выступают петербургские храмы.

К примеру, по заказу храма "Всех скорбящих Радости" была изготовлена черепица на купол. При многих храмах, в монастырях действуют собственные мастерские. Они изготавливают церковную утварь и облачение для служителей церкви, свечи, иконы, пасхальные подарки и многое другое.

Поставив свечку, прихожанин вносит свою лепту в восстановление прихода и помогает церковному бизнесу.

Есть мнение

Священник Александр,

настоятель Воскресенской церкви кадетского ракетно-артиллерийского корпуса:

"Торговля в храме и за его пределами развивается по разным законам. В церк-ви сложилась строгая иерархическая структура, и давать благословение на торговлю может настоятель прихода. Не думаю, что деятельность церковных лавок может носить коммерческий характер. Скорее, это пожертвования прихожан, ведь обычно прибыль идет на восстановление храма.

Через церковные лавки идет не коммерческая деятельность, а популяризация церковной культуры, которая помогает петербуржцам ориентироваться в вопросах веры. Главное, чтобы торговля свечами и другой утварью не мешала прихожанам молиться и сосредоточиваться на главном. К сожалению, не все храмы имеют возможность отделить помещение для торговли от богомольческого процесса. Зато такая возможность есть у крупных предприятий, которые сами занимаются производством и реализацией церковных товаров. Больших магазинов в городе крайне мало, и полагаю, что это направление для петербургских предпринимателей перспективно. Важнее всего это для возрождения".

Пока идут споры о судьбе главного собора Петербурга, «Фонтанка» посмотрела, что происходит в зданиях, уже переданных Русской православной церкви. С точки зрения коммерции эффект потрясающий: ноль налогов и контроля, миллионные обороты, фактический иммунитет от российского законодательства и здравого смысла. В авангарде бизнеса – главный хозяйственник епархии, прибывший с митрополитом Варсонофием из Саранска.

Казанский кафедральный собор в полном распоряжении епархии уже более десяти лет. Этот храм, пожалуй, единственный в Петербурге, который можно сравнить с Исаакием по архитектурному великолепию и, что немаловажно, по удачному расположению в самом историческом центре.

Вход бесплатный. В полумраке несколько ярких пятен – освещенные прилавки с иконами, духовной литературой. И «предметами религиозного назначения». На взгляд невоцерковленного мирянина – обычная ювелирная торговля. В основном помещении кафедрального собора прилавков с золотом и серебром – семь штук. Два встречают посетителя сразу справа от входа. Остальные пять расположились в самом большом западном приделе.

В церкви совсем не так, как в остальном мире. На планшетах выложены золотые и серебряные кресты, образки, кольца, браслеты, цепи, серьги. На каждом изделии – бирка. На многих предметах указана цена, про стоимость других можно спросить продавца, он назовёт точную сумму.

– Я хочу купить вот эту цепочку, за тысячу восемьсот десять рублей. (Сумма указана на бирке.)

– Да, пожалуйста.

При этом никакой кассы и никаких чеков. Потому что это, как считается, не купля-продажа серебряной цепочки, а «распространение предмета религиозного назначения». Передача денег – не плата за товар, а пожертвование. Как отмечал в своём обращении Межрелигиозный совет России ещё в 2012 году, «предметы религиозного назначения предназначены в первую очередь для удовлетворения духовных потребностей последователей того или иного вероучения и, в силу своего сакрального характера, не могут быть приравнены к вещам, изготовленным (произведенным) для введения в гражданский оборот» (цитата по сайту «Православие.ру»).

Перечень предметов религиозного назначения утвержден постановлением правительства России и толкуется весьма широко. В петербургских церковных лавках можно встретить даже ложки и вилки «сакрального характера».

У изделий ювелирного искусства можно разглядеть бирки, на которых положено указывать наименование изготовителя. В Казанском соборе представлены работы компаний и мастеров, известных давним сотрудничеством с епархией. На многих бирках (в том числе и на свежеобретенной цепочке) указано – «Религиозная организация. Московский патриархат. Санкт-Петербургская епархия». Это не так. Насколько известно, в епархии своего ювелирного производства не существует . Серебряная цепочка с биркой епархии и штампом «ОТК ОСВЯЩЕНО», как следует из именного клейма на изделии, произведена на владимирском заводе «Адамас», а, например, серебряная подвеска ангела-хранителя – одним из петербургских индивидуальных предпринимателей.

В приход Казанского собора был отправлен запрос, является ли деятельность по сбыту ювелирных изделий в храме розничной куплей-продажей или чем-то иным?

Секретарь прихода Казанского собора Владимир Ридигер, прочитав вопросы, заподозрил нападки на церковь и перезвонил:

– Пришло ваше письмо, от «Фонтанки.ру». На каком основании вы так написали?

– Нас интересует правовая природа реализации ювелирных изделий в вашем храме.

– Кто вас толкнул на эту исследовательскую работу? Это наводит на грустные мысли.

– На какие?

– Наводит на мысли, что кто-то пытается к нам прорваться и, прямо скажем, подгадить. Кто же вас толкнул на эти… нападки на церковь?

– Нападки на церковь? В чём вы их усмотрели?

– Заставляете нас трудиться, законодательство вам расписывать…

Тем не менее ответ был получен оперативно, за подписью протоиерея Павла Красноцветова. Но пониманию не подлежал.

Согласно письму протоиерея, на основании устава прихода, закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и постановления правительства, утверждающего перечень предметов религиозного назначения, производимых религиозными организациями, «приход осуществляет распространение предметов религиозного назначения из драгоценных металлов и драгоценных камней. Распространение происходит в виде пожертвования с указанной минимально фиксированной суммой». Больше вносить можно, меньше нельзя.

После нескольких внимательных прочтений понимание так и не наступило: кто кому жертвует? Если «распространение происходит в виде пожертвовования», то получается, что храм жертвует посетителю ювелирный «предмет религиозного назначения», что звучит странно и явно не соответствует действительности. Если посетитель жертвует, то есть дарит приходу деньги, то это понятно. Но на каком основании тогда приход передает ему ювелирный «предмет»? Подарком это быть никак не может, так как дарение в соответствии с Гражданским кодексом не может быть заранее обусловлено никакими требованиями, тем более встречным «пожертвованием». Ситуация, когда одна сторона обязуется передать вещь в собственность другой стороне за заранее оговоренную денежную сумму, абсолютно точно описана в 454-й статье ГК и называется куплей-продажей. «Фонтанка» попросила протоиерея Красноцветова разъяснить сей правовой казус, но ответа пока не получила.

Действительно, в соответствии с Налоговым кодексом, денежные суммы, вырученные религиозными организациями за реализацию предметов культа, не включаются в налоговую массу. Но церковь пошла дальше, вообще отказавшись считать обмен товара на деньги в храме актом купли-продажи. Загнав себя в неустранимую логическую и правовую ловушку.

С точки зрения юриста Владимира Дворецкого, автора комментариев к закону «О защите прав потребителей», автора нескольких книг о правах потребителей и продавцов, «распространение» ювелирных изделий в храме в обмен на установленный размер пожертвования – обычный договор розничной купли-продажи. «На мой взгляд, пожертвование, дарение денег в обмен на некий товар – это притворная сделка, которая прикрывает собой куплю-продажу. Но я полагаю, что доказать это сегодня в российских судах – задача нетривиальная, так как политическая составляющая может перевесить правовую. И судебное решение может быть самым непредсказуемым и даже абсурдным», – считает юрист.

Прецедент был: в 2012 году Хамовнический суд Москвы отказал в иске председателю общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаилу Аншакову, который требовал признать нарушения в деятельности церковных лавок в храме Христа Спасителя.

Сколько может составлять неконтролируемый и не облагаемый доход от «распространения», ведомо только руководству приходов и епархии. Согласно исследованию РБК , в последние два года спрос на ювелирную продукцию в целом падает, но на изделия православной тематики, напротив, растёт.

«Фонтанка» обратилась с вопросами к наиболее широко представленным на церковных прилавках ювелирам.

В ООО «Елизавета» ответили, что владелец и руководитель компании Леонид Филимонов никогда ни с кем не разговаривает, и рекомендовали обратиться письменно. На письменное обращение ответа также не последовало.

В ООО «Акимов» попросили уточнить список вопросов. Узнав, что наш интерес касается реализации продукции в храмах, замолчали.

Собственник ювелирных компаний «Арго» и «Одиссей» Константин Бородин как отрезал: «Коммерческая тайна». На просьбу, не раскрывая объемов и цен, объяснить, каким образом его изделия попадают в храмы, ответил: «Я не хотел бы, чтобы кто-то знал, как это происходит».

На условиях анонимности участники рынка пояснили, что ювелирная продукция может отдаваться в приходы или в епархию без предоплаты, под реализацию: оборот позволяет. Размер оборота наши собеседники оценить затруднились. По некоторым данным, в центре Петербурга он может превышать 100 тысяч рублей в день с точки зрения продаж в высокий туристический сезон.

Заметим, что размер обязательного «пожертвования» за серебряное изделие в Казанском соборе раза в три превышает цену такого же в магазине. Разница между «пожертвованием» за золото в храме и ценой в магазине – примерно 1,5 – 2 раза.

Золото против Писания

«Фонтанка» поинтересовалась и другими зданиями, переданными епархии. Показателен пример дома 177 по Невскому проспекту. Построенный в ХIХ веке как жилое здание для служителей, до революции он входил в комплекс Александро-Невской лавры. В 2009 году дом был передан епархии в безвозмездное пользование, а в 2014 году как «имущество религиозного назначения» – в собственность. Сегодня большую часть здания занимает частный ювелирный магазин.

В 2013 году в доме 177 митрополит Владимир открыл магазин «Глагол» – «крупнейший магазин православной литературы и религиозный центр». В 2014 году исследовательский центр «СоМПИс» под эгидой комитета по печати признал магазин лучшим в городе. В «Глаголе» проводились лекции об истории города, искусствоведческие дискуссии, показы кино, детские обучающие студии. Помещения под магазин были предоставлены епархией по договору безвозмездного пользования, в ремонт здания «Глагол», по словам его директора Любови Пасхиной, вложил около 16 миллионов рублей.

27 февраля 2015 года руководству «Глагола» поступило письмо за подписью руководителя финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерея Сергея Судакова, недавно прибывшего из Саранска вместе с назначенным на пост митрополита Варсонофием (Судаковым): освободить помещения в срок до 1 марта 2015 года. «Глагол» помещение освободил.

Сегодня на доме большая надпись: «Духовно-просветительский центр Санкт-Петербургской епархии». И надпись поменьше: «Ювелирный центр». На двери табличка, которая удостоверяет, что деятельность осуществляется юридическим лицом «Религиозная организация Санкт-Петербургская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат)».

Видимость отличается от действительности. Большую часть здания, весь первый этаж и часть второго, занимает как раз ювелирный центр. На вывеске этого нет, но принадлежит ювелирный магазин не епархии, а обществу с ограниченной ответственностью «Диамида», формально с епархией никак не связанному и на вывесках и табличках никак не отмеченному. Зато с руководством религиозной организации хорошо знаком собственник «Диамиды».

Владелец компаний «Диамида» и «Международная золотая группа» («МЗГ») Армен Манукян оказался единственным из известных участников церковного ювелирного рынка, который согласился на разговор: «Приезжайте. Всё покажу, расскажу».

Приветливый мужчина средних лет пригласил в кабинет на втором этаже «Православного центра».

Армен, расскажите, как вы смогли получить для своего магазина помещение в епархиальном доме, прямо напротив лавры?

– Здесь был магазин «Глагол». В 2015 году случилось некое событие, кто-то с кем-то не договорился, магазин съехал. Здание было разрушено, скажем так, в прямом смысле этого слова, требовалась большая сумма, чтобы привести всё это в порядок. Мне предложили, я согласился с тем условием, чтобы на втором этаже был книжный магазин епархии, а первый этаж займет моя организация. С ассортиментом по церковной тематике.

- По договору безвозмездного пользования?

– Совершенно верно.

- Но «Глагол» делал ремонт, и, судя по фотографиям 2015 года, помещения были в прекрасном состоянии.

– До того, как они выехали, они все отремонтировали, всё сделали. Но, когда выехали, всё оставили в непригодном виде.

- Всё, что здесь продается, это производство «Диамиды»?

– Нет, конечно, производства «Диамиды» далеко не всё, здесь изделия десятков фирм.

- А судя по биркам, почти везде производство «Диамиды».

– Все равно. Ценники бумажные, они изнашиваются, мы меняем.

- Изделия «Диамиды» в храмах представлены? Как это происходит? Как они там оказываются?

– Способов крайне много. Какую-то часть покупают благотворители, которые приходят в магазин, покупают и жертвуют.

- Но некоторую часть продукции покупает религиозная организация?

– Да, в том числе, в том числе.

- А реализуют приходы?

– Как правило, в точках в храмах чужих нет. Церковь – это тоже хозяйствующий субъект, естественно, им же нужно жить. Грешить на то, что церковь занимается бизнесом, – это неправильно. Как они иначе будут кормить своих сотрудников? С человеческой точки зрения, если сильно хотите – идите в ювелирный магазин и там купите. А это для верующих людей, для определенного контингента.

Какие коммерческие и личные отношения вас связывают с Сергеем Васильевичем Судаковым, руководителем финансово-хозяйственного отдела епархии?

– Никаких коммерческих отношений.

Существует общество с ограниченной ответственностью «Транзит», им в равных долях владеете вы и Сергей Судаков.

– Совершенно верно. Но общество не ведет никакой коммерческой деятельности.

- Сергей Судаков и члены его семьи зарегистрированы в одних с вами квартирах.

– Да, зарегистрированы, и что тут такого?

- Это вопрос о ваших с ним отношениях.

– Секрета в этом нет, проверить несложно. Да, зарегистрированы. Он мой хороший товарищ. Мы, наверное, в 2014 году познакомились, может, чуть раньше.

Больше вопросов к Армену Манукяну не было. Отметим, что в его магазине торговля ведется в соответствии с правилами: каждый покупатель без напоминаний получает товарный чек ООО «Диамида».

Немного цифр: специалисты Knight Frank прикинули, что месячная аренда квадратного метра в доме 177 по Невскому проспекту может стоить 6 – 7 тысяч рублей в месяц. Площадь здания – 669 квадратных метров. «Диамида» занимает первый этаж и несколько помещений на втором этаже. Итого: годовая стоимость аренды по рыночным ценам – 8 – 10 миллионов рублей. Примерно такую совместную прибыль, по данным СПАРК, показывали «Диамида» и «МЗГ» в бухгалтерских отчётах 2014 – 2015 годов.

Бизнес-сакральность центра

Казанский собор – не единственный, в котором «распространяются предметы религиозного назначения» от ювелирных компаний, но единственный, в котором прилавки занимают значительную часть, видимо, богослужебного пространства.

Ювелиры подсказали: всё дело в месте. Основными «жертвователями» в обмен на церковное золото и серебро являются, как правило, не прихожане и не паломники. Большая часть покупателей, скорее всего, привержена не православию, а конфуцианству: китайский турист стал двигателем торговли. В Казанском соборе или в Исаакиевском (в котором наряду с коммерческими сегодня действуют и две безналоговые церковные лавки, в которых распространяются даже ложки и вилки «сакрального характера»), турист есть, и есть оборот. В других храмах православных посетителей больше, а вот туристов – заметно меньше.

Правило действует. Даже в Троицком соборе лавры, в котором прихожан на глаз раза в три больше, чем в Казанском, ювелирных прилавков в три раза меньше.

В Сампсониевском соборе и в Троице-Измайловском соборах, тех, что подальше от центра и туристов, по одному прилавку, в Спасо-Преображенском и в Князь-Владимирском соборах ювелирных товаров нет вовсе.

Потенциальные возможности Исаакиевского собора как ювелирного безотчётного церковного универмага в этом смысле вне конкуренции.

Для того, что бы была возможность контролировать его пользование нужно письменно оформить соглашение о добровольном пожертвовании с религиозной организации, в котором обязать одаряемого отчитываться о его применении. У вас остались вопросы? Выдежурному юристу Юрист анализирует ваш вопрос Юрист связывается с вами Ваш вопрос решен! Приемущества:

  • Полная анонимность
  • Бесплатно
  • Возможность обсудить любые темы, связанные с дарением

15 минут — средняяскорость ответа 59 консультациисегодня 23635 консультацийпроведено всего Популярное Налоги на дарение Подаренное имущество в соответствии с нормами Налогового кодекса в общем случае может считаться доходом, за который необходимо уплатить подоходный налог (НДФЛ). Однако если сделка дарения совершается близкими родственниками, она освобождается от уплаты налога на доходы.

Правильное оформление магазина церковной утвари

Важно

Однако переживаю, что это могут быть мошенники, которые заберут деньги себе, а не используют их для реставрации святого места. Каким образом я могу удостовериться в том, что мои пожертвования будут направлены на восстановление монастыря? Для того, что бы иметь полный контроль над использованием пожертвованных денег необходимо заключить письменный договор добровольного пожертвования, в котором обязать одаряемого предоставлять отчет об истраченных средствах.


Как правило, если расклейкой таких объявлений являются жулики, то кроме расчетного счета не указываются. В объявлении должно быть написаны все реквизиты юридического лица, контактная информация (телефон, электронная почта, сайт организации), то есть наличие обратной связи обязательно.
По реквизитам юридического лица, возможно получить информацию о нем в ЕГРЮЛ.

Торговля в храме

Правоустанавливаюшая документация (Устав, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Свидетельство ЕГРН, свидетельство стат управления) 22. Документация на земельный участок 23. Документация на здания Прихода 24.

Внимание

Кассовая книга 25. Книга учета банковских операций 26. Рапортичка 27. Авансовые отчеты 28. Платежные документы 29.


Договора на электроподключение 30. Счета за элктричество 31. Договора на поставку газа 32. Счета за газ 33. Договора на подключение к системе водоснабжения 34.
Счета за воду 35. Договора Электросвязь 36. Счета Электросвязь 37. Договора с юридическими лицами 38. Договора с физическими лицами 39.

Акты проверки Прихода Управлением юстиции 40. Указы, заявления 41. Финансовые отчеты в епархиальное управление 42. Церковный товар епархия (расходная накладная) 43.

Оборотная ведомость, инвентаризационная книга 44. документация по НДФЛ 45.

Православная церковная лавка

Различные скатерти В помещении можно распространить запах ладана, это может стать хорошим решением для настройки клиента для продажи. Продавец должен знать суть вопроса. От продавца будет зависеть большая часть успеха торговли.

Перед клиентом должен стоять уверенный в себе человек, который у покупателей вызовет доверие. С продавцом должно быть приятно разговаривать. Не только про приобретение продукта, но и просто побеседовать о жизни.


Понятно, что продавцом на такое дело лучше не нанимать человека, который не знает церковных дел. Также на такую работу не следует принимать подростков.


Потому что у них мало опыта. Необходимо составить для себя обычный облик продавца для церковного магазина: это женщина от 50 до 70 лет, она должна быть скромно одета, добросердечная, уравновешенная, учтивая. Еще она должна верить в бога. У нее должно быть желание поговорить с клиентом, поддержать.

Должна ли церковная лавка быть внутри храма?

Инфо

В случае, если пожертвование поступило от конкретно благотворителя (не анонимно), то в кассе религиозного учреждения составляется приходный кассовый ордер с указанием данных жертвователя (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации), данная операция так же записывается в кассовую книгу. Пожертвование в церкви и его юридическое значение После того, как заключен договор пожертвования, возможны, два варианта развития событий:

  • если договор оформлен в письменной форме, то благотворитель имеет возможность контролировать реализацию и использование дара.

На благополучателя возлагается обязанность в предоставлении отчета о пользовании дара. Он оформляется в письменном виде, как правило, согласовывается заранее и его бланк прилагается к договору пожертвования.

Пожертвование храму или церкви

Андрей Анисимов о церковной архитектуре Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов» Скорее всего, размещение церковных лавок внутри храма началось в советское время, когда не было возможности ничего построить вне здания церкви. Но в современных условиях строить новый храм и прямо в нем проектировать церковную лавку, по-моему, не совсем верно. Хотя и как таковой запрет на размещение церковной лавки внутри храма отсутствует.Сейчас большинство церквей все-таки строится с церковной лавкой вне молитвенного пространства. В идеале лавка с иконами, книгами и другими предметами, которые необходимы людям дома, должна быть вынесена в отдельное здание, потому что там обычно очереди, шумно и много людей.

Большинство наших соотечественников - православные христиане. И поэтому церковный магазин имеет все шансы быть успешным, конечно, если оборудован и открыт он с соблюдением всех необходимых условий и правил.

Иного положения вещей не стоит допускать ни в коем случае. Ясное дело, оборудование лавки должно быть высококачественным, а подход к бизнесу - очень хорошо продуманным и просчитанным.

Только так можно приниматься за дело, рассчитывая, что все сложится самым наилучшим образом. Спрос на православную атрибутику, такую как христианские книги, кресты, иконы, киоты, различные обереги является традиционно высоким. И надо быть очень внимательным, неизменно стремясь соответствовать всем возможным пожеланиям потребителя по приобретению данной продукции. 1) помещение;2) бизнес-план;3) документы о регистрации;4) товар, а также торговое оборудование;5) реклама наружная;6) благословение священника.

Церкорвная лавка в церкви как оформить

Монастыри или церкви ведут свою хозяйственную деятельность, как правило, только на пожертвования граждан или организаций. Существует несколько способов пожертвования храму на строительство или восстановление:

  • в церковной лавке - покупка свечей, икон или заказ молебна, панихиды это своеобразное пожертвование, так как вырученные денежные средства идут на нужды церкви;
  • в ящик-копилку - на территории или внутри храма часто располагаются ящики для пожертвований, на такой копилке имеется информация на какие нужды собираются деньги. Имея желание помочь храму жертвователь помещает в копилку денежные средства, сумма зависит от возможностей благотворителя.

Для оформления церковной лавки не подходят стандартные решения. Торговое оборудование для магазина при храме отличается своей индивидуальностью, выраженной в использовании по большей части дерева как материала для отделки.

В нашем случае заказ также был нестандартен. Помещение достаточно компактно, поэтому задача была – максимально эффективно использовать имеющиеся квадратные метры. Для этого использовалось не только пристенные элементы, но и навесные полки.

Установка торгового оборудования для церковного магазина длиной в полный рабочий день началась с монтажа слева от холодильника импровизированной деревянной крыши, состоящей из деревянной черепицы. К стене был поставлен шкафчик с четырьмя открывающими створками. Поочередно были смонтированы все четыре полочки.
Что же касается самого его обустройства, то главное, чтобы витрины, полки, стеллажи были прочными, надежными, а также приятными взору и удобными для продающего и покупающего. Ассортимент церковных товаров должен быть предоставлен вниманию потенциальных покупателей с помощью аккуратных качественных полок и стеллажей. Важно, чтобы место для продукции разного рода, как, например, украшения и литература, выбирались тщательно и продуманно. Ведь все должно смотреться красиво и изысканно. Вообще магазин церковная лавка требует много внимания, чтобы оборудовать его правильно. Надо продумать наиболее выгодное и разумное размещение товаров. Надо позаботиться и о правильном освещении, чтобы, например, украшения предстали во всей красе, и о безопасности, чтобы уберечь имущество от возможных злоумышленников.

Куда обычно идет человек с вопросами, впервые пришедший в храм? В храме еще мало, что понятно, к батюшке подойти сразу почему-то не все решаются, а вот лавка порой становится не просто местом продажи необходимых товаров, но и местом утешения, приобщения к церкви. Чем еще лавка отличается от обычного магазина, нам рассказала продавец иконной лавки Елена Волкова

Елена, скажите, как вы попали на эту работу?
В иконную лавку я попала не случайно. В то время я училась в филиале Свято-Тихвинского университета, отец Андрей всех своих студентов хорошо знал и он же и предложил мне эту должность.

Какие трудности были в первое время работы в лавке?
Это само новое место работы и связанные с ней особенности. Нужно было хорошо знать, где что лежит, где какая икона.

Елена, какие качества должны быть у работника лавки? Может ли там работать любой желающий?

Вообще работник Церкви, конечно, должен исповедовать православие. Он должен уметь говорить о своей вере всем, кто приходит в лавку, причем лаконично и ясно, это самое главное.

Было ли в работе поначалу какое-то стеснение? Может страх какой-то?
Скорее не страх, а смущение. И борьба с этим лежит в таинствах Церкви, молитве, покаянии. Помогали советы батюшки, да и сама старалась с этим бороться. В голове всегда произносишь молитву, когда бывают какие-то затруднения.

О чем, как правило, спрашивают покупатели?
Часто спрашивают, как правильно писать записки, о том, почему в церкви не молятся за некрещеных, по этому поводу бывает много негодований. Причем заходят в лавку и много некрещеных, представителей других религий, в том числе и мусульмане.

Чего сейчас не хватает нашей лавке в плане оснащения?
Основная наша проблема всегда заключалась в площади лавки - товара бывает много, а вот места мало.

К сожалению, иногда в лавку попадают лжеправославные книги. Как вы их отбираете?
Сейчас, конечно, таких книг стало намного меньше, есть определенная церковная цензура, которая следит, чтобы такая литература в лавку не попадала.

Как опознать христианину такие книги?
Если человек в духовном плане далек, то определить ему сразу будет трудно. Такой литературы, например, много о новых старцах или о людях, которых называют уже святыми, хотя они не канонизированы.

Если кто-то хочет поработать летом у вас в лавке, возможно ли это?
Даже очень нужно, поскольку летом многие продавцы уходят в отпуск. Желательно, конечно, чтобы такой человек прочитала хотя бы закон Божий, этого требуют от нас от христиан и батюшки.

Елена, спаси Господи за беседу, всего вам доброго!

Вероника Вяткина


Советы Эксперта - Бизнес-консультанта

Фото по теме

Большая часть жителей России – православные христиане. Поэтому спрос на иконы, кресты, киоты, православные книги, аудио и видеозаписи существует всегда. Часто церковные лавки организуются при храмах, но не всегда полностью обеспечивают все потребности потребителя.

Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашем бизнесе.

Что необходимо иметь

Бизнес-план;
- регистрационные документы;
- помещение;
- торговое оборудование и товар;
- наружная реклама;
- благословление батюшки.


Краткое пошаговое Бизнес-руководство

Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат.

Шаг - 1

Для открытия церковной лавки, как и любого другого вида бизнеса, необходимо рассчитать вложения и прибыль. Для решения этого вопроса составьте бизнес-план. Он может пригодиться в дальнейшем еще и при оформлении кредита в банке на открытие или развитие магазина.

Шаг - 2

Обязательно пойдите оформление в налоговом органе. Достаточно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 3

Найдите помещение для торговли. Желательно, чтобы оно находилось вблизи крупного храма. Особое внимание уделите ремонту и оформлению торгового зала. Используйте коричневые, золотые, неяркие желтые цвета. Позаботьтесь о приглушенном освещении. Выбирайте мебель из натурального дерева. В качестве элементов декора используйте иконы, лампадки, свечи, кружевные скатерти и салфетки.

Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 4

Договоритесь с поставщиками. Основной производитель церковной утвари в России – художественно-производственное предприятие «Софрино». Большую часть ассортимента вы можете закупать там. Но это не должно ограничивать вашу фантазию. Обсудите с художниками-иконописцами возможность реализации их продукции в своей церковной лавке, попробуйте договориться о поставках из Иерусалима.

Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 5

Подберите для церковной лавки хороших сотрудников. Зачастую человек стесняется задать какой-либо вопрос батюшке в церкви, а в обычном магазине сделать это будет гораздо проще. Поэтому за прилавком должен стоять искренне верующий человек, знающий и соблюдающий православные обычаи и традиции.

Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 6

Церковный магазин, как и любой другой, нуждается в рекламе. Обязательно необходимо наличие вывески, можно установить вблизи лавки штендеры и указатели. Отличным ходом будет размещение в местной газете статьи о том, как на открытие батюшка соседнего храма освящал вашу лавку и дал свое благословление.

Дополнительная информация и полезные советы Бизнес-эксперта

Верующий людей немало и в глобальной сети. Поэтому можно открыть интернет-магазин, осуществляя доставку церковных товаров по почте.


Надеемся ответ на вопрос - содержал полезные для Вас сведения. Удачи!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -
Статьи по теме